Боевые искусства

Боевые искусства

Определение специфики

Такая роль боевых искусств во многом обусловлена особенностями китайского мировоззрения, согласно которому все многообразие природных и культурных явлений определяется взаимодействием противоположных космических начал. Одна из их проекций на общество выражена фундаментальной оппозицией категорий «письменности/культуры» (вэнь) и «воинственности/насилия» (у [2]). Вэнь («культура», «литература», «текст», «письмена» и т.п.) в самом общем смысле означает культурно-упорядочивающее начало, гармонизирующее связи человеческой жизни с устоями мироздания, и, в частности, знание философской классики, литературы, искусства стихосложения и каллиграфии, ритуалов — всего того, что необходимо «благородному мужу» для участия в устроении общества по небесным образцам, которые завещали «совершенномудрые» правители древности.

Таким образом, можно выделить следующие специфические черты феномена китайских боевых искусств: а) включение в себя множества явлений, далеко выходящих за пределы мастерства ведения боя холодным оружием или без оружия, т.е. собственно воинских искусств; б) ритуально-организующий аспект общекультурного, а не сословно-профессионального характера; в) слияние со священнодействием, приобщающим к глубинным основам бытия и высшим силам, вершащим судьбы мира и человека.

Как и вся китайская культура, этот ее пласт прошел длительный путь развития и изменений. Его путь далеко не завершен — боевые искусства остаются живой традицией, имеющей культурную опору и в материковом Китае, и на Тайване, и в зарубежной китайской диаспоре.

Обобщающие названия

В средние века для обозначения боевых искусств в Китае применялось до 30 различных терминов. В III в. появилось первое обобщающее название — у-и [2] («боевые искусства»), второй компонент которого — и [10] («искусство») — близок понятию «изящные искусства». Таким образом, эта сфера уже тогда выходила за пределы просто воинского ремесла или грубого развлечения. В III–V вв. в качестве синонима у-и [2] стало применяться словосочетание у-шу, ставшее обобщающим термином лишь в ХХ в. Это понятие связано с представлением о реализации «боевого начала/воинственности» — у [2] как некоем священном «искусстве» — шу [2], в свою очередь подчиненном дао шу — «искусству дао», т.е. таинственному умению мудрецов следовать мирозакону-даостановясь его телесным воплощением.

В I тыс. н.э. кулачный бой еще не подпадал под понятие «высокое искусство». Зато во второй половине II тыс. термин цюань [4] «кулак/кулачное искусство» — стал восприниматься как обозначение боевых искусств вообще. Это было связано с тем, что приемы боя без оружия с XVI в. начали рассматриваться как базовые для обучения владению оружием.

В 20-е годы ХХ в. появился новый термин для боевых искусств — го шу («государственное/национальное искусство»), созданный по аналогии с гоюй, го хуа («национальная живопись») и т.п., которые стали символами единства государства-нации и самобытности его культуры. Под го шу в период правления в стране партии Гоминьдан (1927–1949) стала пониматься национальная система физического воспитания, подлежащая стандартизации и внедрению в программы государственных учебных заведений.

Формирование и историческое развитие

Истоки китайских боевых искусств как культурного феноменалежат в боевых и охотничьих танцах, боевой и охотничьей магии, воинской практике. Нерасторжимость этих элементов жизни древнего коллектива, возможно, во многом обусловила восприятие у-шу/гун-фу в китайской культуре как целостного явления. Ритуальный танец представлял собой единство боевой тренировки и переживания мифа как текущей реальности. Архаичные танцевальные формы боевых искусств сохранились у некоторых национальных меньшинств Китая.

Боевые танцы (у у) превращались в масштабные мистерии, являвшиеся важной частью народных и придворных празднеств. Так, с XI–IX вв. до н.э. дошла в трансформированном виде до эпохи Тан (VII–X вв.) мистерия да у («большое сражение»). Ее сюжетом было свержение чжоуским У-ваном династии Шан-Инь в XII/XI в. до н.э. До XII в. в провинциях Хэбэй и Шаньдун существовали «игры Чи-ю» (Чи-ю си) — танцы-бои в память сражения мифического Хуан-ди (Желтого императора) с одним из вождей Юга — рогатым великаном Чи-ю. Участники «игр» надевали шлемы с рогами и могли наносить друг другу серьезные раны.

Постепенно из танцевального ритуала вычленялись приемы воинской подготовки, собственно танцы — наборы движений без оружия и с оружием, ритуальные единоборства, театрализованные поединки и изображения боевых действий, культовые ритуальные действа. Различные комбинации этих компонентов с преобладанием какого-либо из них веками существовали параллельно, часть их, например танцы с мечами, танцы с веерами, танец львов, танец дракона, сохранилась до наших дней.

Ритуальные танцы дали начало комплексам движений с оружием, которые традиционно именовались «танцами» — у [13]: цзянь у — «танец с прямым мечом», дао у — «танец с изогнутым мечом» и т.п. Они стали прообразами будущих комплексов (тао лу) формализованных комбинаций движений нападения и защиты, одного из основополагающих элементов практики у-шу.

В эпоху Сун сложились основания социальных структур, поддерживающих традицию боевых искусств в народной среде. Тогда же в основных чертах завершилось образование системы религиозно-философского синкретизма, «единства трех учений» (сань цзяо хэ и) — конфуцианства, даосизма и буддизма (см. также Сань цзяо). Тем самым были созданы предпосылки общего социального, идеологического и теоретического контура традиции боевых искусств.

В конце эпохи Юань появились литературные произведения, описывающие подвиги мастеров боя — «Троецарствие» («Сань го яньи») Ло Гуань-чжуна и «Речные заводи» («Шуй ху чжуань») Ши Най-аня. Если «Троецарствие» рассказывает о коллизиях в высшем обществе конца II — первой половины III в., то в центре повествования «Речных заводей» — разбойники, участники знаменитого восстания Сун Цзяня в эпоху Сун. Это своего рода сборник исторических анекдотов о мастерах боя. Многие стили и комплексы у-шу народное сознание связало с именами его героев, например, У Суном (У Сун то као — «У Сун сбрасывает путы», У Сун цзуй да «Пьяный удар У Суна» и т.п.). Впоследствии были поставлены десятки пьес о подвигах героев «Речных заводей», широко ходили устные рассказы о них. Эстетизация жизни «лихих молодцев» выражает характерное для народной среды отторжение имперских ценностей.

В эпоху Юань умаление иноземцами китайской культуры на имперском уровне привело к тому, что некоторые ее феномены стали по-преимуществу достоянием народной среды. Так произошло, в частности, с боевыми искусствами. Сформировалась традиция тайных обществ и сект, практикующих боевые искусства и объединенных религиозной доктриной и интересами взаимопомощи. В результате восстания, поднятого сектантами, монгольская власть пала, а вождь повстанцев Чжу Юань-чжан положил начало новой национальной династии Мин (Ясная/Светлая, 1368–1644), при которой боевые искусства сложились в целостную субкультуру, распространившуюся по всем «этажам» культуры и имевшую специфические институты передачи от поколения к поколению.

Свои «18 искусств» были и в монастырской среде, в том числе в знаменитом монастыре Шао-линь-сы (пров. Хэнань), например, «чаньский посох», на котором с одной стороны крепилось выгнутое лезвие, с другой — вогнутое; алебарда «большой меч» — да дао и другие. Но вопреки распространенному мнению, занятия у-шу в буддийских монастырях были скорее исключением, чем правилом. Среди таких обителей, помимо упомянутого Северного Шао-линь-сы, известны Южный Шао-линь-сы (пров. Фуцзянь), Кэ-пу-сы (пров. Сычуань), Тун-фу-сы (пров. Фуцзянь), Нань-шань-сы (пров. Шаньси), Цы-энь-сы (пров. Гуандун), Тянь-чжоу-сы (г. Пекин). Причем сведения о занятиях у-шу в некоторых из них, например в Южном Шао-линь-сы, документально не подтверждены.

Видимо, включение практики у-шу в процесс воспитания послушников происходило постепенно. Ее расцвет начался, скорее всего, в XVI–XVII вв. Занятия боевыми искусствами не были обязательными для всех, а представляли собой лишь одну из четырех учебных дисциплин наряду с буддийской доктриной, медициной и «гражданскими науками» (вэнь). Боевое мастерство подчинялось задаче достижения «просветления» в соответствии с чань-буддийской доктриной (см. Чань-цзун), предусматривающей возможность обретения высших состояний сознания в любой момент времени, в том числе в процессе любой практической деятельности.

Легенды о Шао-линь-сы во многом обязаны своим происхождением специфической роли буддийских образов и идеологии в народной культуре. Ряд крупнейших направлений народного сектантства строил свою сотериологию на восходящей к буддийской школе цзинту-цзун идее перерождения в Чистой земле (Цзин ту) — Западном раю. Особое место в сектах буддийского толка занимал культ Майтрейи — будды грядущего: его появление несет спасение членам секты, а остальные обречены на гибель. Время от времени тот или иной сектантский лидер объявлял себя Майтрейей и поднимал последователей на восстание. В результате такого восстания пала монгольская династия Юань.

Именно в среде тайных обществ и сект возникло подавляющее большинство стилей у-шу, которые народная традиция причисляет к «шаолиньским». Там же складывались легенды о Бодхидхарме и Шао-линь-сы как священном центре боевых искусств. Распространению слухов о Шао-линь-сы способствовали и бродячие «монахи-бойцы» (у сэн). Многие из них выдавали себя за выходцев из Шао-линь-сы, в том числе «фальшивые у сэны» — знатоки у-шу, прикидывавшиеся монахами для повышения своего авторитета. Поэтому создавалось впечатление, что из Шао-линь-сы, который и в лучшие времена не мог вместить более двух-трех сотен монахов, вышли многие тысячи у сэнов. Когда в 1555 г. Ци Цзи-гуан начал операции на Юге против морских пиратов (во-коу), в его войска входил отряд «шаолиньских монахов». Среди них было лишь два признанных шаолиньца, но и те обвиняли друг друга в самозванстве.

В то же время мотивация занятий боевыми искусствами бывала и чисто утилитарной — они давали навыки, необходимые охраннику, телохранителю, услуги которых предоставляли «охранные дворы» — у гуань [2]. Мастерство владения холодным оружием ценилось в армии, хотя в эпоху Цин в систему государственных экзаменов по военному делу входили главным образом стрельба из лука, вращение алебарды и поднятие тяжестей, а освоение приемов рукопашного боя мало стимулировалось. Среди командного состава встречались умелые бойцы, хотя учились они, как правило, у народных мастеров. Но любые занятия боевыми искусствами так или иначе сопрягались с представлением о «мастерстве» — гун-фу как сакральной ценности.

По крайней мере в эпоху Цин они были преимущественно групповыми. В религиозных сообществах массовые занятия втягивали человека в коллективный экстаз. Им овладевали неведомые силы, сулившие могущество и неуязвимость. Эти силы находили выход в кровавых восстаниях, на которые периодически поднимались тайные общества и секты. Грань между гун-фу как внутренним ритуалом, гармонизирующим отношения человека с мирозаконом, и «боевым» ритуалом, связывающим с могучими и непредсказуемыми духами, становилась подчас опасно зыбкой.

В школах боевых искусств появлялось свое «священное писание». По-преимуществу это были компиляции, в которых выдержки из трактатов теоретиков у-шу комбинировались с цитатами из философской классики, даосской и буддийской литературы. Компиляции комментировались, интерпретировались, а интерпретации и комментарии сами становились предметом истолкования и поводом к созданию самостоятельных текстов. Большинство текстов, создававшихся в этой среде, было достоянием «тайной» традиции школы, а знакомство с ними — знаком приобщения к таковой. К этой группе писаний примыкали сборники «речитативов/песен» (гэ[4]) или стихотворных «секретных наставлений»(ми цзюэ), предназначенных для заучивания наизусть и повторения во время тренировок. В народе они заменяли теоретические трактаты и для большинства практикующих воплощали всю мудрость гун-фу.

Боевые искусства пронизывали все социальные «этажи». Для разных слоев общества на первое место выходили разные аспекты гун-фу: боевой — для профессиональных воинов, охранников, телохранителей, ярмарочных бойцов, выступавших на помостах (лэй тай); религиозно-мистический и социализирующий — для адептов даосских и буддийских школ, тайных обществ; «утилитарно»-мистический — для восставших простолюдинов, стремившихся обрести неуязвимость и покровительство богов и духов; лечебно-оздоровительный — для врачевателей и их пациентов; приобщение к глубинным импульсам бытия, совершенству мира — для интеллектуальной элиты. Традиция боевых искусств так или иначе сочетала все эти аспекты.

В начале ХХ в. стали создаваться организации у-шу нового типа, сочетавшие функции учебного заведения и культурно-спортивного центра. Некоторые из них существовали при поддержке государства, политических или общественных объединений. В числе первых была Ассоциация утонченных боевых [искусств] (Цзин-у-хуй), основанная в Шанхае в 1909 г. (первоначально именовалась Институтом утонченных боевых [искусств]). Ассоциация разработала программы обучения, аттестационные и выпускные нормативы, выдавала дипломы, начала издавать методические пособия по у-шу. В то же время первоначально она сохраняла многие черты традиционных школ: за основу организации была взята структура тайных союзов, вступавшие давали клятву, носили одинаковую одежду, современные формы преподавания сочетались с традиционными.

Новые методические и организационные основания у-шу привели к появлению феномена, качественно отличавшегося от традиционных боевых искусств. Уже возникновение стандартизированной методики преподавания разрушало традицию, в которой воплощением способов обучения и самой школы был учитель-отец (ши фу [2])какконкретный и уникальный объект подражания. Духовный авторитет делал его заметной фигурой в местном обществе, часто — неформальным лидером. Совершенно иной статус имел спортивный тренер. Сведение критериев мастерства к правильному выполнению движений и спортивным победам оставляло вне сферы у-шу целый мир специфических духовно-нравственных императивов, образов, ассоциаций, мировоззренческих установок. Они продолжали существовать в традиционных школах, которые становились еще более замкнутыми и малочисленными.

В 1980-е годы начали проводиться «пригласительные» соревнования с участием зарубежных спортсменов, в другие страны посылались команды с показательными выступлениями. В 1991 г. создана Международная федерация у-шу, куда вошли национальные федерации КНР, США, Франции, Мексики, Польши, России и ряда других стран. В КНР базируются многие другие международные организации, провозглашающие своей целью распространение и развитие китайских боевых искусств, в том числе Международная федерация шаолиньских боевых искусств (Гоцзи шаолинь ляньхэхуй), Всемирное содружество ассоциаций физического воспитания утонченными боевыми [искусствами] (Шицзе цзин у тиюйхуй ляньи цзигоу) и т.д.

Формы и способы существования традиционного у-шу оказывали воздействие на боевые искусства многих сопредельных народов, прежде всего конфуцианского культурного региона — Японии, Кореи, Вьетнама. Там, как и поныне у многих национальных меньшинств Китая, существовали боевые танцы, объединявшие воинскую тренировку и ритуальное действо, были свои способы подготовки воинов и обучения искусству боя. Культурное влияние Китая приводило к заимствованию не только боевой методики (формализованные комплексы движений, обучение, основанное на скрупулезном подражании учителю), но и способов ее осмысления в категориях китайской классической и отчасти буддийской философии, в контексте религиозного ритуала. В странах, народы которых контактировали с китайцами в повседневной жизни, привились закрытые и полузакрытые местные школы боевых искусств.

Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 430-443.

Философско-теоретические аспекты

Вопреки распространенному на Западе мнению собственной философии китайские боевые искусства не имели. В традиции гун-фу используются понятия, доктрины и идеологемы разных религиозно-философских систем — даосизма, буддизма, конфуцианства, даже ислама (в тех течениях боевых искусств, которые практиковались в среде хуйцзу — китайских мусульман; см. Ислам). В разных школах и стилях те или иные духовные и философские течения могли доминировать: например, стиль тай цзи цюань основан преимущественно на неоконфуцианских и даосских философских посылках, Шао-линь цюань стал «прикладным» выражением буддизма, ча/чжа цюань складывался в среде китайских мусульман. Однако большинство стилей и школ формировалось при решающем влиянии сектантского синкретизма.

Подобным образом могла использоваться и схема «пяти элементов»: бойцы перемещались, переступая с одного вбитого в землю колышка на другой, или уворачивались от соответственно развешанных мешков с песком и т.п. По модели у син [1] строится также целый стиль у-шу — син и цюань («кулак тела/формы и воли/идеи»). Пять его базовых приемов обозначены названиями «элементов» и соотнесены друг с другом по принципам, главные из которых — «порождение» (шэн [2]) и «преодоление» (кэ [4]), являющиеся также главными во взаимодействиях «пяти элементов». Например, рубящий удар ребром ладони соответствует «металлу», который «преодолевает» «дерево». Это ассоциируется с образом металлического топора, срубающего дерево. «Металлу» соответствует внутренний орган — легкие и внешний орган дыхания — нос. Проводя такой удар, следует особыми способами стимулировать пневму-ци [1] легких и сконцентрироваться на ее прохождении через нос.

Комбинации восьми триграмм образуют 64 гексаграммы, которые тоже имеют специфические соответствия в у-шу (например, 64 базовых движения в ба гуа чжан и т.д.). В стиле ба гуа чжан каждый из 8 основных комплексов выполняется по кругу (символ Неба) и включает в себя 7 вариантов изменения положений ладоней («превращений ладоней») с возвратом в исходное положение, а каждое «превращение» исполняется на трех уровнях, соответствующих триаде сань цай. Получается 56 комплексов и 168 фигур. Эти соотношения, помимо универсальной восьмеричности, соответствуют семеричной астральной символике ци син («семь звезд»): семь звезд главного созвездия — Большой Медведицы (Бэй-доу) и семь дней недели (син-ци), включающей 168 часов или три части по 56 часов.

Так любой элемент рутинного тренировочного процесса превращался в космический ритуал, гармонизирующий человека с Небом и Землей. Вселенским категориям находилось соответствие в любом действии бойца, даже в стойках и позициях. Например, стойка с опущенными руками символизирует Беспредельное (у цзи), а поднимание рук — Великий предел (тай цзи) и начало развертывания мировых трансформаций; по окончании комплекса следует возвращение в исходное положение Беспредельного.

Один из важнейших факторов «внутренней работы» — «воля/идея/волевой импульс» (и [3]). «Сначала движение рождается в сердце, затем проявляется в теле», — полагают мастера у-шу. И [3]означает не волевое напряжение, но любое целенаправленное психическое действие, посыл, условием которого является «опустошенность», некая «незаинтересованность» сознания. Тогда «воля/идея» становится эхом самого дао, реализуясь в абсолютно естественном и уместном здесь и теперь действии, которое становится итогом и выражением «трех внутренних соответствий» — гармонии «воли/идеи», ци [1] ифизической силы (ли [4]).

«Теория» у-шу вплетается в мифопоэтическую ткань предания. Образы «теории» и предания обусловливают переживание адептом своего единения с мистическим телом школы и приобщения к глубинам бытия, хотя это переживание может быть по-разному осмыслено людьми, принадлежащими к разным социальным и культурным слоям. Например, рационалистичную интеллигенцию нового и новейшего времени могут привлекать многомерные модели антропокосмических процессов, погружающие сознание в глубины «истинной реальности», а предание служит эмоциональным фоном и может быть даже подвергнуто критическому анализу. Большинству же занимающихся ближе легенды о великих мастерах, обладавших чудесными способностями.

Источники:
Шао-линь цюань шу ми цзюэ (Тайные речения шаолиньского кулачного искусства) / Сост. Цзунь Во-цзи. [Б.м.], 1915; У Шу. Шоу би лу (Записи о рукопашном [искусстве боя]). Пекин, 1990; Шао-линь юй Чжунго вэньхуа (Шаолиньский монастырь и китайская культура. [Документы о монастыре периодов Мин–Цин]) / Сост. Сюй Чанцин. Чжэньчжоу, 1993; Сунь Лу-тан. У сюэ лу. Син и цюань сюэ. Ба гуа чжан сюэ. Тай цзи цюань сюэ. Цюань и шу чжэнь. Ба гуа цзянь сюэ (Записи об учении боевых [искусств]. Учение о син и цюань. Учение о ба гуа чжан. Учение о тай цзи цюань. Изложение истинного смысла кулачного [искусства]. Учение о ба гуа цзянь) / Сост. Сунь Цзянь-юнь. Пекин, 2000; Волшебный кулак // Антология даосcкой философии / Пер., сост. В.В. Малявина, Б.Б. Виногродского. М., 1994.

Авторы: Маслов А.А., Юркевич А.Г.

Источники:
Боевые искусства: Китай, Япония / Пер. и коммент. В.В. Малявина. М, 2002.

Сост библ.: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 447-453.

Источник:
Боевые искусства
Боевые искусства | китайское боевое искусство, китайские боевые искусства, синология, китаистика, китаеведение | Боевые искусства | Синология.Ру
http://www.synologia.ru/a/%D0%91%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Боевые искусства

О Корее

Боевые искусства

принципы

куксуль

субак

тангсудо

тэккен

хапкидо

хварангдо

Кухня

Разговорник

История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет, начинаясь с эпохи Трех государств (1-УП вв.), когда на территории Корейского полуострова существовали три королевства — Когуре, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боевой подготовки. На формирование и развитие корейских боевых искусств сильное влияние оказала китайская традиция. Неслучайно комплекс корейских боевых искусств обозначается термином «квонбоп», аналогичным китайскому «цюаньфа» («кулачный бой»).

В государстве Когуре существовала система единоборств «санбэ», название которой представляло собой корейское прочтение китайских иероглифов «шоубо», обозначавших борьбу, распространенную в Китае в первые века нашей эры.

В королевстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак», и элементы этой древней системы сохранились до наших дней в форме субакдо. Считается, что техника субак долгое время хранилась в тайне и передавалась весьма ограниченному кругу учеников. Впервые она была частично открыта в 1970 году, когда в трактате Ли Дон Му «Муетобот хончжи» был приведен комплекс приемов кулачного боя. Особенности субак выражаются в том, что нога бьет в основном выше пояса, используются кулаки и ударная работа локтями, большинство ударов руками производится из стойки, в исходном положении которой руки сложены перед грудью, как будто для молитвы.

Школа современного субакдо была открыта в 1915 году в Сеуле мастером Хван Ки. В технике субакдо сочетаются жесткие резкие атаки и мягкие защиты. Практика субакдо складывается из четырех разделов: базовой техники, формальных упражнений, спарринга и отработки приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения. Главная цель практики субакдо заключается в воспитании уважения к жизни во всех ее проявлениях. Надо уважать, в частности, и жизнь врага, оставляя ему шанс выжить.

В 540 году королем Силлы стал Чин Хун, поставивший цель не только укрепить собственное государство, но и объединить с ним два других. Недостающее для этого количество солдат можно было возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии. Буддийскому монаху Вон Вану было поручено сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов, названный «Хваран» («Цветущая молодежь»), так как в него отобрали около пятисот 14-15-летних юношей из знатных семей. В мирное время хвараны изучали комплекс боевых искусств, близкий к субак, учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и проявляли себя наиболее умелыми воинами.

Хвараны занимали ведущие позиции в армии и государственном аппарате как в период существования Объединенной Силлы (668-976 гг.), так и в эпоху государства Коре (976-1392 гг.). В 1392 году полководец Сун Ге И основал династию Ли, при которой господствующей стала конфуцианская идеология, а буддийское духовенство подверглось гонениям. Корпус хваранов был распущен, они были лишены занимаемых воинских и государственных должностей, обучение по программе их подготовки повсеместно запрещено. С этого времени искусство хваранов укрывалось в буддийских храмах, передаваясь только многократно проверенным ученикам.

Так как объединение Кореи в 668 году происходило при непосредственном участии Китая, квонбоп обогатился китайской традицией, появились заимствованные направления и стили (например, тансудо — «танская рука»). Произошло расслоение квонбоп на две ветви: более китаизированная включала в себя придворные боевые искусства, в том числе те, которые применялись для обучения воинской элиты, а также практиковавшиеся в буддийских монастырях; сохранившая корейскую самобытность ветвь была популярна среди простых людей.

В эпоху Объединенной Силлы и Коре оформились несколько школ и стилей корейских боевых искусств.

В наибольшей степени национальным видом боевых искусств Кореи является тхэккен. Для него характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты.

Корейские горные отшельники развивали «мягкое искусство» юсуль, техника которого была построена на бросках, болевых замках, захватах и точечных ударах в уязвимые места. Наряду с отработанной техникой отшельник занимался своим духовным совершенствованием, предполагавшим осознание себя частью природы, умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя.

Другой вид боевых искусств, развитый среди отшельников, получил название «чхарек» («заимствование силы»). Термин «сонин» (отшельник) переводится как «совершенный человек». В основе системы духовного и физического совершенствования отшельников лежала концепция единства человека и природы. Все существование отшельника в горах подчинялось естественным природным ритмам и законам. Суровые условия жизни сочетались с интенсивными медитациями, например, под ледяными струями водопада. Постепенно тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу находиться без пищи и сна, приобретал звериную чувствительность и интуицию, но его дух оставался спокоен. Отшельник приобретал способность к целительству, ясновидению и гипнозу. Слияние с природой давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника и использовать ее, в частности, для самозащиты.

В королевстве Коре боевые искусства, развивавшиеся при дворе, были местными разновидностями китайских. К концу правления династии фактическая власть в стране принадлежала полководцам из клана Чхве (Чой), установившим режим по типу японского сегуната. Личная гвардия дома Чхве, самбельчхо («три особых корпуса»), изучала китайское искусство боя голыми руками, на основе которого было создано боевое искусство оренквон («кулак пяти видов»), Оренквон состоял из пяти направлений: «кулак пушечного удара», «кулак свирепого тигра», «кулак обезьяны», «кулак журавля» и «кулак семи звезд», у каждого из них существовали китайские прототипы: паочуй, хусинцюань, хоуцюань, хэцюань и цисинцюань.

В XIII веке Корея попала под монгольское влияние, проявившееся в разных областях, в том числе и боевых искусствах. От монголов корейцы переняли борьбу ссирым -борьбу на поясах, в которой запрещены удары и допускаются только броски с применением корпуса, бедер, рук и ног. Чем больше вес борца, тем больше у него шансов одержать победу.

Правящая династия Коре с приходом монголов сохранила свою власть, хотя и попала в политическую зависимость, отдав часть властных полномочий в руки монгольских чиновников. Свержение монгольской династии Юань в Китае в 1368 году и установление власти династии Мин предвещало скорые перемены и в Корее. В 1392 году к власти на Корейском полуострове пришла династия Ли, тесно связанная союзническими узами с Китаем. В результате господствующим течением в государственной идеологии стало конфуцианство. Для офицеров и чиновников были введены государственные экзамены, где необходимо было продемонстрировать знание древних трактатов, искусство стрельбы из лука и вольтижировки, а также победить в кулачном бою не менее трех соперников.

С 1592 по 1598 гг. Корея вела тяжелую войну с японской армией, в то время лучшей на Дальнем Востоке. Партизанские отрядыыйбен («армия справедливости»)возглавляли местные мастера боевых искусств. На помощь пришли китайские инструкторы и войска. Они принесли с собой традицию шаолиньского ушу. Кореизированный вариант шао-линьских боевых искусств известен как соримквон.

В это же время развивались и другие системы самообороны, базировавшиеся на буддийской идеологии и практиковавшие использование внутренней энергии человека. Такое боевое искусство, как хельдо, включало в себя броски и обездвиживание противника через воздействие на биологически активные точки, вызывающие болевой шок или потерю сознания.

Стиль пульмудо был похож на китайские стили, использующие мягкую технику работы рук; в основе техники пульмудо лежит движение открытой ладони по кругу, темп исполнения форм медленее, чем в других стилях. В пульмудо используются элементы китайских стилей журавля и богомола, сегодня к ним добавился и комплекс тайцзицюань из 24-х форм.

В конце XVI веке на северо-западе Кореи появилась техника пакчхиги. В ее основу легла работа локтями, плечами и головой. Оригинальным оружием пакчхиги была собственная коса бойца, которая становилась плеткой, когда в нее вплеталось подобие небольшой металлической гири или вставлялся острый гребень.

В ХУП-Х1Х вв. боевые искусства Кореи практически не развивались: некоторые из них были позабыты, качественный уровень других снизился. В 1910 году Корея стала составной частью Японской империи, и во все сферы жизнедеятельности корейцев стали привноситься японские традиции. Не стали исключением и боевые искусства — доминировавшее когда-то китайское влияние сменилось не менее сильным японским. Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином «юсуль» стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших «мягкое искусство» (юсуль), получила название «кидо» («путь энергии»).

После освобождения Кореи в 1945 году национальные боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была в основном утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа.

После Корейской войны 1950-1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов карате, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» — «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». По сути, этот термин вобрал в себя все разновидности боевых искусств.

Первоисточники для этого раздела сайта:

1. С.К. Карамов. КОРЕЙСКИЕ БОЕВЫЕ ИСКУССТВА. — М.: Астрель. 2003.

2. Чой Сунг Мо,Е.И. Глебов. ТХЭКВОНДО: ОСНОВЫ ОЛИМПИЙСКОГО СПАРРИНГА. Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.

Источник:
Боевые искусства
О Корее Боевые искусства принципы куксуль субак тангсудо тэккен хапкидо хварангдо Кухня Разговорник История боевых искусств в
http://tkd.kulichki.net/korea/bi.htm

Умение нарушать правила

Когда ты начинаешь что-то делать впервые, то твоё желание, чтобы получилось хоть как то кроме ужасно, заставляет тебя искать пример у более опытных товарищей, ты очень хочешь сделать все правильно. Однако, чем больше ты этим занимаешься, чем чаще ты это делаешь, тем лучше понимаешь, что глобально правильно не бывает.

Правильно может быть только для какой-то конкретной ситуации и только. Возьмём обычный момент знакомства с девушкой: комплимент, сказанный тобой может быть просто великолепным, но неверно выбранный момент может всё испортить. То же самое можно сказать и о бизнес-отношениях, когда ты слишком хочешь заключить какой-то контракт, договор с человеком, ты начинаешь излишне стараться это сделать. Читать далее

Мощнейшая связка для ближнего боя от Майка Тайсона

    Апперкот Майка

Об этом наверняка уже писали, так как Тайсона не разбирал только ленивый. Тем не менее хочу поговорить с вами, уважаемые читатели, про одну из мощнейший связок для ближнего боя, которую часто и крайне успешно применял Майк.
Ею до сих пор пользуются в боксе, мма (больше на добивании около сетки) , кикбоксинге, панкратионе, реже в муай тай, ибо клинч прерывает такие связки на раз.
Естественно, её успешно применяли и до выхода в ринг пикового Тайсона. Но в исполнении Майка это выглядит просто завораживающе. Читать далее

Если вы взрослый человек и решили наконец-то заняться единоборствами, то вам стоит задуматься о правильном выборе тренера, потому что всего лишь несколько тренировок в неправильном месте и вы можете навсегда забыть о том, чтобы тренироваться.

Oбычно мы начинаем заниматься боевыми искусствами импульсно, то есть посмотрели какой-то фильм либо нам рассказали какую-то душераздирающую историю. Мы думаем: надо заняться, и, в зависимости от того каким боевым искусством либо единоборствам владел тот человек который был успешным в данной истории или фильме, мы решаем заняться именно этим единоборством или боевым искусством. Читать далее

Знаменитый джитсер Рой Дин, который практикует БЖЖ, Айкидо и Хакко Деншин рю

Кто, смотря на показательные выступления самбистов, дзюдоистов и прочих борцов не мечтает научиться так бросать? Так, чтобы сгреб супостата в охапку и бац – он уже влип в землю и встанет очень нескоро. Чтобы впредь знал как до наших лезть.

Однако…до этого проходят годы, и не у всех это получается. Одна из причин – то, что слишком много приемов изучают и вследствие этого слишком мало времени уходит на шлифовку каждого конкретного приема.

Мое мнение таково: чтобы научиться бросать на землю любого среднего человека, нужно выработать до автоматизма всего три броска. Читать далее

По своему опыту занятий разными видами единоборств всех инструкторов можно поделить на несколько видов.

Гуру. Самая мрачная категория. Особенно распространена у восточников. «Мой учитель запрещает изучать то, чем занимаются в других школах»!? Вообще-то чем больше спортсмен-единоборец знает и умеет, тем лучше. Классический пример – ММА. Борцу без простейших навыков бокса или боксеру без элементарных навыков борьбы там делать нечего. О «сэнсэях» уже и не говорю.

Хреновее всего то, что подобная школа или говоря по старорежимному, секция единоборств вполне может превратиться в секту. Пример – система «вонхвадо», созданная под эгидой южнокорейской церкви Муна. Сама по себе система, Читать далее

Сила. Нужна ли сила? Понятное дело, что нужна, ибо, если ты не можешь выполнить прием чисто, то помочь может только сила. Вспоминаем Джорджа Формена, кто бы он был без своей адской силищи в ударах. Обыкновенный, корявый боксер.
Тот же Нганну без силы, что это за боец? Никто.
Если технически прием не получается и за счет максимальной силы, то он скорее всего вообще не получится никогда.
Хорошо иметь резкие и точные удары, но попадается вам человек к крепким подбородком и набитым телом и ваши удары не производят на него никакого впечатления.
И тут какая ситуация. Вроде все верно, но ничего не работает. И человек начинает искать другую школу, другого учителя.

Одна из эффективных тактик боя, используемая в кунг-фу

Завоевание выгодной позиции в стиле дзю-дзюцу. Без подобия «липких рук» на входе не получится никогда.

Есть такие вещи, как «липкие руки» и «толкающие руки», обычно стараются их разделить и классифицировать первое, как приём (метод) школы вин чун, а второе отнести исключительно к тайцзицюань. Но дело в том, что одно без другого не очень-то и работает. И тем более это не методы боя никакие, а лишь упражнения для наработки и совершенствования навыков контакт-контроля (захват без захвата), а также завоевания выгодной позиции. Проще говоря, если человек не только отрабатывает формы и приемы своего стиля ушу (силата и прочего), ещё и ставит на силу, скорость одиночные удары и связки, а также практикует чи-сао и туй-шоу, то у него есть все шансы научиться прилично драться. Читать далее

Что вcплывает в памяти при слове айкидо? Непобедимый Стивен Сигал, укладывающий врагов штабелями кучей и поодиночке. Еще более непобедимый о-сэнсей Морихей Уэсиба, расправляющийся одним махом с кем угодно. Реальность, однако, намного хуже.

Приведу мнение одного борца:

«На самом деле айкидо не более, чем японская гимнастика с глубоким философским подтекстом. Это просто игра в поддавки, ибо как по-другому можно расценивать отработку приемов на противнике, который не то, что не сопротивляется, а, наоборот, помогает своими действиями атакующему выполнять прием? Читать далее

Двит-чаги (уширо-гери, бэк кик)

Что бы там не говорили уверенные приверженцы старых школ, где удары ногами бьются лишь не выше пояса, есть случаи, когда именно один или несколько ударов «высокой ноги» могут быстро закончить схватку в вашу пользу.

Посмотрим на одно из самых жестких и реалистичных единоборств — тайский бокс. Какими высокими ударами пользуются все бойцы? Пожалуй, самый частый и самый эффективный по части досрочных завершений схватки — это мавашка, только тайская. Удар настолько употребим, что в тае его просто называют кик. Прямой удар так же используется часто, но все же реже, тем более, касаемо нашей темы, фронт кик бьют зачастую в живот, практически в район резинки трусов, чтобы труднее было перехватить. Читать далее

Сравнение ударов ногами тхэквондо и тайского бокса

Когда я начинал свой путь в боевых искусствах, то хотел быть похож на Джета Ли, Джеки Чана, Само Хунга и Донни Йена вместе взятых. Дело в том, что когда подросток или ребенок смотрит кнуфу-боевик, то он замечает зачастую лишь самые яркие моменты и приёмы, которые специально при этом выделены режиссером для восхищения ими обычным среднестатистическим обывателем. И что это за приёмы? Не смотря на засилье мма на телеэкранах и мониторах, даже сейчас людей очень впечатляют красивые и мощные удары ногами.

Нет, ну представьте Джета без его скоростных выстрелов ногами или того же Дакаскоса? Или Саммо Хунга в «Китайском городовом» без заднего удара пяткой в развороте, или Донни без того же удара но в высоком прыжке? Список можно продолжить Эдкинсом и прочими более современными парнями, но фишка-то одна. Читать далее

Источник:
Умение нарушать правила
Практика боевых искусств: тренировки, обзоры техники и др. особенностей школ, стилей, направлений единоборств. Сайт-самоучитель, видео и литература по боям.
http://budmuzhchinoi.ru/

Японские Боевые Искусства

Главная

История боевых искусств

Историческое рождение японских боевых искусств отыскивается в военных традициях самураев и кастовой системы, которая жестко ограничивала использование оружия представителями невоенных классов. Изначально, самураи должны были быть мастерами владения многими видами оружия, а также знатоками рукопашного боя, и достичь максимально возможного мастерства в восточных единоборствах с целью защиты не только самих себя, но и своего предводителя-сегуна. Однако, со временем эти сугубо практичные цели «подвинулись», дав место философии достижения духовных целей, стремясь к совершенствованию своих боевых навыков.

Боевые искусства, которые развивались или были рождены в Японии, отличаются большим разнообразием, с огромным количеством учебных средств, методов и философии, с бесчисленными клановыми-семейными-спортивными школами и стилями. И тем не менее, японские боевые искусства в общем можно разделить на корю и гендай будо, исходя из того факта, что они существовали до или после реставрации Мэйдзи. Учитывая то, что гендай будо и корю имеют одинаковые исторические корни, можно наблюдать разнообразные виды боевых искусств в обоих представленных.

Корю

Жесткие и мягкие методы

Существуют два основные стратегических направления применения силы в японских боевых искусствах. Одна из них – жесткий метод (гохо), другой – мягкий метод (? ? дзюхо). Эти две концепции имеют различный, и одновременно взаимосвязанный характер, что соответствует их философскому отношению к китайским принципам инь и ян.

Для жесткого метода характерно непосредственное применение контр-силы. В реальности это может быть прямая атака, которая состоит из агрессивного движения прямо на соперника, в «комплекте» с ударом в сторону противника. Оборонительная техника, когда воин стоит на месте, чтобы блокировать или парировать будет ярким примером жесткого метода защиты. Техника жесткого метода, как правило, преподносится как линейная.

Мягкий метод характеризуется сравнительно небольшим применением силы, которая либо дает возможность избежать нападения, либо перенаправляет вектор приложения силы противника. Например, принятие атаки путем «скольжения» мимо нападающего, с дальнейшим применением силы к конечностям атакующего для выведения его из равновесия – это пример мягкого метода. Техника мягкого метода, как правило, называется круговой.

Эти определения частенько приводят к иллюзорному различию между «жестким стилем» и «мягким стилем» боевых искусств. А в реальности, оба стиля используются на практике, несмотря на их спецификацию. Рассматривая различия в соответствии с принципами инь и ян, философы говорят, что отсутствие в практике одного из методов приведут к разбалансировке адепта, ведь инь и ян являются частью одного целого.

Рейтинг систем

Всего известно две системы обучения в японских боевых искусствах, хотя в отдельных школах наблюдается переплетение этих двух систем друг с другом. Старая система образования до 1868 года в своей основе имела учебную программу, направленную на то, чтобы сохранить все традиции. Она имеет совсем мало серий или уровней, которые соответствовали бы Рю (традициям). Учебная программа для обучающегося заканчивалась «разрешением полной передачи» (мэнкё кайдэн), которое являлось правом студента на практику традиций рю за пределами рю.

Современная система после 1868 года (дани), которую изобрел основатель дзюдо Кано Дзигоро, присуждает пояса, которые соответствуют полученным студентом определенного ранга. Обучение идет посредством продвижения через ряд «классов» (кю), за которыми следует серия «степеней» (дан), в соответствии с принятыми процедурами тестирования. В некоторых боевых искусствах в ходу исключительно белые и черные пояса для определения уровня подготовленности, в то время как большинство школ используют разнообразные цветные пояса, обозначающие уровни кю.

Источник:
Японские Боевые Искусства
Все японские боевые искусства на одном сайте! История возникновения, особенности, стили, школы и мастера. Новости соревнований и учебные пособия.
http://jma.su/

COMMENTS