Что такое духовные потребности

Как охарактеризовать духовные потребности человека?

Как охарактеризовать духовные потребности человека?

Потребности — недостаток или нужда в чем-то необходимом для нормальной жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они являются внутренним побудителем к активности.

Человек, являясь представителем животного мира, имеет физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания безопасности, обмена веществ и др.

Духовные потребности человека — это стремление познавать окружающий мир и свое место в нем, самореализация, самосовершенствование, самопознание.

Это вид нужд, обусловленный внутренним миром человека, его стремлением к самоуглублению, концентрации на том, что не относится к социальным и физиологическим потребностям. Его удовлетворению способствуют изучение культуры, занятия искусством, религии, цель которых — понять высший смысл существования.

В общем потребности людей часто представляют в виде пирамиды. Физиологические лежат в ее основании, а на вершине — духовные потребности человека. К ним относятся: самовыражение (в спорте, религии, науке, искусстве и другое), общение (права, обязанности и прочее), самоутверждение (признание, уважение, власть и другое).

В этой статье подробно рассмотрим этот тип человеческих нужд.

Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.

Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.

Остановимся на классификации базовых потребностей, довольно обобщенной и распространенной. Базовые потребности — это такие нужды, которые присущи всем людям. К ним относятся: материальные, биологические, духовные и социальные. Важно то, что они выстраиваются в иерархическом порядке. Для того чтобы появились духовные и интеллектуальные потребности, необходимо, чтобы функционировали физиологические системы в нашем организме, то есть удовлетворялись материальные и биологические. Но далеко не все авторы абсолютизируют эту зависимость.

Определенно, последовательность удовлетворения нужд существует, но нельзя думать, что она абсолютно одинакова для всех индивидов. Известны случаи, когда необходимость в духовном развитии и творчестве оказывалась доминирующей не после того, как были удовлетворены другие потребности (биологические, признания, безопасности и пр.), а тогда, когда даже основные требования в жилье, пище и безопасности не были еще удовлетворены.

Любая из вышеперечисленных потребностей имеет направленность на тот или иной предмет, побуждает нас к тому, чтобы завладеть им.

Биологические нужды требуют обладания жизненными ресурсами, материальные — материальными средствами, необходимыми для удовлетворения всех потребностей, социальные — формами связи и общения с другими людьми. Духовные запросы человека требуют овладения духовностью.

Что же такое духовность? Сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Однако духовной является не любая сознательность. Например, рабочий, производящий некоторые операции на конвейере завода, делает их сознательно, со знанием дела. Вместе с тем, эти действия бездуховны, технологичны. Алкоголик сознательно выбирает спиртные напитки и закуску. Тем не менее при употреблении спиртных напитков он не видит разумной границы, его порабощение страстью не позволяет подняться выше, он впадает в состояние животного. Основная причина подобного падения — бездуховность.

Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески — гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости — останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.

За долгий период истории человечество определило, какие духовные потребности являются ведущими. Они по-другому называются общечеловеческими или высшими ценностями, т. к. важны для большинства людей. К ним относятся, например, категории счастья, любви, дружбы, то есть физическая и духовная близость с любимым человеком, счастливая семейная жизнь, любовь к детям, наличие преданных друзей. Этот ряд можно дополнить и отнести сюда психическое и физическое здоровье, возможность творческого самовыражения, наслаждение красотами искусства и природы, интересную работу и деятельную активную жизнь в целом. Свобода воли, то есть независимость в действиях и поступках, а также уверенность в себе, то есть независимость от внутренних противоречий, также относятся к духовным потребностям.

Николай Михайлович Бережной для объяснения духовности в своем труде «Человек и его потребности» вводит понятие трансцендентности. Объемный и многогранный смысл данного понятия широко раскрывается в философских трудах Иммануила Канта. Но мы сейчас интересуемся трансцендентностью лишь по отношению к духовности. В этом смысле она представляет собой выход за границы естественного повседневного бытия человека, за границы достигнутого им миропонимания. Трансцендировать означает преодолевать рамки своего эмпирического бытия, себя, хотеть стать выше, стремиться к большей свободе.

Духовность представляет собой трансценденцию сознания за границы повседневного бытия до религиозного чувства, философского всеобъемлющего постижения мира, эстетического миропереживания. То есть это стремление к преодолению своего сознания, достижению более высоких целей, следование общественному и личному идеалам, высшим ценностям, а также самопознание. Это выражается и в стремлении к созерцанию природы, к прекрасному, в интересе к классическим произведениям искусства и литературы. Культура является субстанцией духовности, содержащей в себе все духовное развитие человечества, его квинтэссенцию.

Понятие «твердость духа» применяют по отношению к человеку, последовательно осуществляющему в своей жизни однажды выбранный идеал, превратившему достижение этой цели в смысл всего своего существования. Твердый духом человек не отступает перед сложностями, не паникует перед трудными жизненными ситуациями, не меняет своих убеждений за деньги или по конъюнктурным соображениям. Он ведет себя согласно критериям справедливости, чести и истины. Воспитание духовности, твердости духа — наиболее благородная задача для молодых людей, поскольку это самый верный путь к пониманию и обретению смысла жизни, преодолению неудач и жизненных невзгод.

Духовность — ценнейшее богатство человека, которое нельзя взять взаймы или купить, его можно лишь создать своими собственными усилиями. Лишь духовно богатый человек способен на прочную любовь, бескорыстную дружбу. Характеристика духовности — не только сфера сознания, поскольку она может реализовываться в индивиде лишь тогда, когда у него присутствуют волевые качества, умение направлять жизненные силы в конкретном направлении. Поэтому бездуховный человек — прежде всего, бесхарактерный, безвольный. Хотя следует уточнить, что волевые качества сами по себе не сродни духовности.

Обобщая вышесказанное, отметим, что духовность — это не просто сознательность, это функция деятельной сущности индивида. Человек, накапливая знания о внешнем мире и самом себе, обогащает внутренней энергией свое сознание, а энергия стремится к выражению в духе, так происходит самопознание.

Это стремление к тому, чтобы приобрести и обогатить духовность, освоить внутренний духовный мир человека, и называют духовными потребностями. Арсенал духовности очень многообразен. Это литература в жизни человека, искусство, знание о людях, обществе и мире. А также музыка, философия, художественное творчество. Сюда же добавим и роль религии в жизни человека.

Приобщение к духовной культуре, так называемое духовное потребление — это процесс удовлетворения духовных потребностей.

Важнейшей духовной потребностью является стремление к познанию, включая внешнее и самопознание. Это отмечали философы различных эпох. Аристотель писал, что все мы от природы стремимся к знанию. Мишель де Монтель, французский мыслитель, живший в шестнадцатом веке, утверждал, что стремление к знанию — самое естественное из всех других. Эстетическая потребность также является очень важной духовной потребностью. Ее составляющие: стремление видеть гармонию в людях и природе, осваивать мир по законам красоты. Сюда же относятся литература в жизни человека, живопись, музыка, поэзия, стремление к улучшению человеческих взаимоотношений. Другая духовная потребность — в общении. Сюда включаются дружба, любовь, товарищество, внимание друг к другу, психологическая и моральная поддержка, сопереживание, сочувствие, совместное творчество и обмен идеями.

Потребности — движущая сила и основа человеческого поведения, его цель и побуждение. Ценности — это объекты внешнего мира, служащие удовлетворению человеческих потребностей. Духовное потребление — это процесс, при котором происходит удовлетворение духовных потребностей, развитие личности. Важнейшими из них являются потребность в познании, в общении, а также эстетическая.

Духовные ценности, в отличие от материальных, в процессе потребления не исчезают, а остаются частью духовного мира, обогащают его. Осмысление, восприятие их субъективно, это связано с уникальным индивидуальным опытом конкретного человека. Духовное потребление поэтому зачастую является творческим процессом, результатом которого являются изменение личностных качеств человека, развитие личности.

Формирование духовных ценностей, их выбор для потребления определяется во многом уровнем культуры индивида, его образованием. Это довольно длительный процесс. Чем выше общекультурный и образовательный уровень, тем выше духовные потребности человека, требования к качеству духовных ценностей.

Источник:
Как охарактеризовать духовные потребности человека?
Потребности — недостаток или нужда в чем-то необходимом для нормальной жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они являются внутренним побудителем к активности. Человек, являясь представителем животного мира, имеет физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания безопасности, обмена веществ и др. Духовные потребности человека — это необходимость познавать окружающий мир и свое место в нем.
http://fb.ru/article/161553/kak-oharakterizovat-duhovnyie-potrebnosti-cheloveka

Конспект урока Потребности человека

Какие бывают потребности

Тип урока: комбинированный урок;

Форма проведения: нетрадиционная, с использованием презентации

Microsoft Power Point «Какие бывают потребности».

Цель: развитие познавательных способностей учащихся через включение их в различные

Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятием «потребности».

2. Формировать представление о потребностях человека как об источнике его

3. Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к

Основные понятия: потребности, биологические потребности, материальные

потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Оборудование: Учебник: Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

раздаточный материал с заданиями для учащихся, компьютер,

мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point

«Какие бывают потребности», плакат «Потребности» для игрового

закрепления вопроса о видах потребностей.

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

«Вечны» ли потребности?

Закрепление изученного материала.

I . Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 6, с. 55.:

Зачитывается задание вслух:

Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

(ребята отвечают на вопрос)

Учитель обобщает ответы ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое потребности, какие потребности бывают, без каких потребностей человек может прожить, а без каких не может существовать.

Тема нашего урока: Какие бывают потребности.

(на экране – слайд №1 с темой урока).

Что нужно человеку?

Учитель: Давайте выясним, что же такое потребности.

Есть такая наука – психология, которая различает два понятия: «нужда» и «потребность».

Что такое нужда? Организм человека постоянно нуждается в кислороде, который поступает в кровь благодаря дыханию. Но потребностью эта нужда становится только тогда, когда, когда кислорода будет не хватать ( заболевают органы дыхания ), тогда человек предпринимает какие то действия, чтобы ее устранить, радуется, когда может вздохнуть полной грудью. И тогда нужда становится потребностью .

Нужда – то, что человеку необходимо, но он об этом не задумывается, а потребность – то, что человек осознает и переживает.

(слайд № 2 «Что нужно человеку?» : Всю свою жизнь человек постоянно в чем-то нуждается > всю свою жизнь человек удовлетворяет свои потребности. >

Что же такое потребность? > нужда человека в чем либо (это все то, что человек хочет иметь в жизни.)

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Потребность – это ___________________________________________________.

(ребята заполняют пропуск и отвечают на вопрос: что такое потребности?)

Какие бывают потребности?

(слайд № 3. Высвечивается: какие бывают потребности?)

Вопрос к классу: Попробуйте назвать потребности человека? (ребята называют)

Учитель обобщает ответы: вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте попробуем разделить их на отдельные группы.

Вопрос: Какие потребности отражают нужды нашего организма? (ребята называют)

Учитель: Эти потребности называются биологические.

На экране появляются картинки. Делается вывод:

Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Биологические потребности — _________________________________

Учитель: Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются от потребностей человека? (выслушав ответы:) Отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей (занимается земледелием, шьет одежду и т.д.)

Любая потребность имеет свой предмет, то есть она всегда есть осознание нужды в чем-то. Философ Фалес много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. Жители Милета насмехались над ним. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,— говорили ему. Тогда Фалес взял в долг денег и скупил все маслобойни в городе. По его прогнозу должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнеримский император Диоклетиан (243—312), утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый друг стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту — и скажи, в чем я добился больших успехов?» — ответил Диоклетиан.

(слайд № 4. Материальные потребности : человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Материальные потребности — __________________________________________

(слайд № 5 – Социальные потребности.) Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности (высвечивается).

Социальные потребности – это потребности в общении, труде. Они возникают только в обществе.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Социальные потребности — ________________________________________________

Вопрос: могут ли быть социальные потребности у животных?

(слайд № 6. – Духовные потребности.)

Среди потребностей человека выделяются Духовные потребности. (после показа) >

Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Задание в раздаточном материале: №1. Закончи предложение.

Духовные потребности — __________________________________________________

Вопрос: Какие группы потребностей мы выделили? Что это за потребности? (ребята отвечают)

А сейчас поиграем в игру, где вы должны будете узнать потребности и поместить их в соответствующие группы.

(Зачитываются строчки из разных стихотворений, ребята называют потребность, учитель дает отгадавшему карточку с соответствующим названием и ученик должен разместить ее в соответствующей группе потребностей).

1) “ Я лежу, болею
Сам себя жалею!” (Потребность в медицине)социальные

2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел” (В ремонте) – материальные

3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) (потребность в образовании)духовные

4) “ Муха, Муха- Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар” ( Потребность в покупке посуды) – материальные

5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
(С. Михалков. Дядя Степа и Егор.) ( Потребность в пище)биологические

6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(С. Михалков. Светлана.) (потребность в безопасности)социальные

Сделать хотел грозу,

С желтою полосой (потребность в творчестве) – духовные

«Вечны» ли потребности?

(слайд № 7 – «Вечны» ли потребности?)

Телефон и телевизор, автомобиль, самолет… Все когда-то было в диковинку. Но по мере того как они распространялись, завоевывали себе жизненное пространство, человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

А вот в первобытном обществе, вряд ли люди могли ими даже воспользоваться.

Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.

V . Потребности и возможности. (слайд № 8)

В любые времена человек мечтает. О Чем может мечтать современный человек? Может ли он получить все, о чем мечтает?

Потребности должны соответствовать возможностям.

Учитель: Ни одну потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, развивается, заставляя человека создавать новые предметы, необходимые для ее удовлетворения, » человек должен трудиться.

(слайд № 9 – Труд как потребность).

Вопрос: Труд – это потребность или необходимость?

Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

На слайде: Труд дает больше возможностей для удовлетворения потребностей.

Итак, мы выяснили, 1) что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие?

(ребята отвечают: воздух, вода, еда, крыша над головой)

2) Без каких потребностей прожить можно, но трудно?

(ребята отвечают: телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)

3) Без чего человек может прожить?

(ребята отвечают: алкаголь, наркотики, курение; если затрудняются – учитель помогает рисунками слайда № 10)

(слайд № 10 – Ложные потребности).

Учитель: у человека иногда возникают ложные потребности.

Какой вред они могут принести людям? (ребята отвечают).

Обобщая ответы учащихся, учитель:

Вредные привычки наносят вред человеку – вред его здоровью, силам, положению в обществе. Эти и другие привычки тормозят развитие личности, останавливают человека на полпути и он может попасть в беду.

Учитель дополняет: Человек сам определяет свою судьбу, и я вам советую уже сегодня задуматься: «А стоит ли курение, пьянство или наркотики того, чтобы я сломал свою жизнь?».

Жизнь – это движение. Если мы движемся вперед вместе с ней, то мы развиваемся. А если мы останавливаемся, совершая плохие поступки, то начнем отставать от жизни. Т.е., человек имеет право на выбор – какой образ жизни ему вести, он несет ответственность не только перед людьми, но и перед собой.

Задание: в раздаточном материале № 2 и на слайде № 11.:

Выберите верные суждения о потребностях человека:

а) Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

б) Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

в) Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности.

( ответ: а, в) – объяснить свой выбор.

Вопрос: Влияют ли потребности человека на развитие общества?

Учитель обобщает: общество порождает определенные потребности человека, который, в свою очередь оказывает влияние на развитие самого общества.

Вопросы для повторения:

Что такое потребности?

Какие бывают потребности?

Что такое биологические, материальные, социальные, духовные потребности?

Все ли потребности человек может удовлетворить? От чего это зависит?

Без чего человек может прожить?

Какое влияние потребности оказывают на развитие общества?

Д/з ( слайд № 12) : § 6, с. 55 – 57, рубрика «Проверь себя», вопр. 1, 2, с. 62

Спасибо за работу (слайд № 13.)

Использованные материалы и литература:

Обществознание. 6 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, М., 2008.,

Обществоведение. Методические рекомендации. 6 класс, М.,2004.

Источник:
Конспект урока Потребности человека
Cкачать: Конспект урока "Потребности человека"
http://infourok.ru/konspekt-uroka-potrebnosti-cheloveka-1299721.html

Материальные и духовные потребности

Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребно­стей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они по­казывают различные закономерности их функционирования ираз­вития.

1 Буева Л. Л. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978, С. 158-159.

Духовные потребности— это потребности в знаниях, настроени­ях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребно­сти в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, ре­лигиозные или атеистические потребности, потребность в мировоз­зрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и слож­ные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художе­ственного сознания.

Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изуча­емых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные фак­ты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетиче­ское освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низмен­ных или возвышенных, трагических или комических. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

Образование— это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание— это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

1 Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы — например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

Источник:
Материальные и духовные потребности
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 груп­пы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: все социальные по­требности
http://studopedia.org/1-100338.html

Материальные потребности человека — примеры, особенности

Материальные потребности человека — примеры, особенности

Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.

Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.

  • Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
  • Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
  • Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.

Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей

Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.

  • Дыхание.
  • Еда.
  • Вода.
  • Кров.
  • Творческие увлечения.
  • Религиозные убеждения.
  • Сон, отдых тела и мозга.
  • Интимные потребности.

Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:

  • навязанные увлечения;
  • мнимые вероубеждения;
  • склонности и вымышленные способности.

Материальные потребности человека – примеры позитивные

Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.

Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.

  • Удобное жилище.
  • Питательная разнообразная пища.
  • Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
  • Средства передвижения.

Материальные потребности человека — примеры негативные

  • Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
  • Зависимость от лекарственных препаратов.
  • Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.

Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.

  1. потребности, без которых жизнь обрывается;
  2. потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.
  1. социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
  2. престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
  3. духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).

Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.

Источник:
Материальные потребности человека — примеры, особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта.
http://fb.ru/article/126197/materialnyie-potrebnosti-cheloveka—primeryi-osobennosti

COMMENTS