Духовные интересы потребности

Духовные интересы потребности

Группа Historiчка Обязательно присоединяйтесь к нашей группе Вконтакте! Узнаете много нового и полезного!

Дорогие друзья , поделитесь своим мнением о сайте и его содержимом. Для меня очень важна обратная связь! Спасибо!

Оставить свои комментарии можно ЗДЕСЬ

История России

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности – дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности – уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные ) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

Источник:
Духовные интересы потребности
Дополнительные материалы, словари по истории, ЕГЭ по истории, ЕГЭ по обществознанию, варианты ЕГЭ, таблицы, схемы, уроки, классное руководство
http://historyteacher.ru/obshchestvoznanie/osnovnoe-soderzhanie-programmy-10-11-klassy/potrebnosti-vidy-potrebnostey/

Духовные интересы потребности

3.2. Основные потребности, интересы и ценности человека

3.2. Основные потребности, интересы и ценности человека

Человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. Потребность определяется как состояние человека, создаваемое нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающих источником его активности. Человек рождается как человеческий индивид, как телесное существо, и для поддержания жизни он от рождения имеет органические потребности. Потребность – это всегда потребность в чем-то, в предметах или условиях, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Соотнесение нужды с ее объектом превращает состояние нужды в потребность, а ее объект – в предмет этой потребности и тем самым порождает активность, направленность как психическое выражение этой потребности.

Существуют различные классификации потребностей человека. Например, их разделяют на материальные (потребности в пище, жилье, одежде, предметах обихода) и духовные (потребности в общении, занятиях наукой, искусством).

А. Маслоу выделяет пять групп потребностей человека:

1) витальные (биологические), их удовлетворение необходимо для поддержания человеческой жизни;

2) потребности в безопасности;

3) потребности в любви и признании у других людей;

4) потребности самооценки, самоуважения;

5) потребности самоактуализации.

Представитель факторной концепции личности Дж. Гилфорд выделяет следующие виды и уровни потребностей:

1) органические потребности (потребности в пище, сексуальное побуждение, общая активность);

2) потребности, относящиеся к условиям среды (потребности в комфорте, приятном окружении);

3) потребности, связанные с работой (общее честолюбие, упорство);

4) потребности, связанные с положением индивида (потребность в свободе);

5) социальные потребности (потребность в других людях).

На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив. Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие – притягательный. К побудительным относят установки, влечения, желания; к притягательным – интересы, мечты, идеалы, убеждения.

Влечение неосознанно и беспредметно . Когда человек испытывает влечение, он не знает, чего он хочет и какой предмет это влечение удовлетворит, соответственно перед ним нет осознанной цели, на которую он должен бы направить свое действие.

По мере осознания предмета потребности, превращения его в желание, человек понимает, чего он хочет. Теперь он может поставить сознательную цель и организовать деятельность по ее достижению.

Интерес – форма проявления познавательной потребности субъекта, он сказывается на направленности внимания и мыслей. Иными словами, интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Она выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта – это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека.

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека. Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия – одни мотивы занимают ведущее место, другие – подчиненное.

Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим параметром и механизмом ее развития и определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения, регулирует направление наших мыслей и поступков.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1) мотивы имеют иерархическую структуру;

2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

3) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу;

4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших. Маслоу отмечал, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если они удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивации.

Осознание своих мотивов приводит человека к постановке задачи или к выявлению цели. В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива – смыслообразующая. Один и тот же мотив может реализоваться в различных действиях, явиться основанием для постановки различных целей. Отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности к цели действия образует личностный смысл деятельности.

Деятельность человека является, как правило, полимотивированной, т. е. отвечающей одновременно двум или нескольким мотивам. При этом одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл; другие, сосуществующие со смыслообразующими мотивами, выполняют роль побудительных стимулов. Однако необходимо специально различать не только причинную (побудительную) детерминацию поведения и деятельности субъекта, идущую со стороны потребностей и мотивов, но и целевую (притягательную) детерминацию, идущую из будущего – от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Источник:
Духовные интересы потребности
3.2. Основные потребности, интересы и ценности человека 3.2. Основные потребности, интересы и ценности человека Человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей. Потребность
http://educ.wikireading.ru/11335

Духовные интересы потребности

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

интересы — кругозор, развитие, горизонт, круг интересов Словарь русских синонимов. интересы см. кругозор Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ИНТЕРЕСЫ — То же, что проценты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТЕРЕСЫ Тоже, что проценты. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д.,… … Словарь иностранных слов русского языка

интересы — выражать интересы • демонстрация затрагивать интересы • касательство затронуть интересы • касательство защитить интересы • содействие, защита защищать интересы • содействие, защита интересы совпадают • субъект, оценка, соответствие лоббировать… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Интересы — – ощущение индивидом важности или пользы чего л. для себя. Ср. соблюдать свои интересы, узкий круг интересов, столкновение интересов. Интересы могут быть материальными (в частности, денежными), духовными, связанными с продвижением по службе, с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

интересы — , ов, мн. Нужды, потребности, то, что служит на пользу кому л. * Классовые интересы. МАС, т. 1, 672. * Ставить общие (общественные) интересы выше личных. • Статья 131 Конституции СССР обязывает беречь общественную собственность, ставить … Толковый словарь языка Совдепии

интересы — 3.7.24 интересы: Потребности, желания, ожидания или требования. Источник: ГОСТ Р 54147 2010: Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ИНТЕРЕСЫ — доход, доля в деле, комиссионные, словом, все то, что именуется в Одессе «наваром». Я предлагаю тебе шесть «Рафиков» за миллион, без учета моих интересов. Это все, что осталось от десяти «Рафиков» с моими интересами? Выключи факс и научись… … Большой полутолковый словарь одесского языка

интересы — предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли,… … Словарь экономических терминов

интересы — • жизненные интересы … Словарь русской идиоматики

ИНТЕРЕСЫ — (interests) специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивидууму или группе. Такие интересы могут осознаваться и преследоваться человеком или группой, а также устанавливаться другими, в том числе социальными учеными, в… … Большой толковый социологический словарь

Источник:
Духовные интересы потребности
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 . Экономический словарь . 2000 . интересы —
http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6898

Лекция 6

Ключевые слова: потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.

Поведение человека определяется многими личностными и социальными факторами – потребностями, интересами, табу (общественными запретами), социальными нормами. Первые два фактора непосредственно связаны с отдельным человеком. Рассмотрим их.

Потребность человека – это его нужда в чём-либо, удовлетворение которой принесёт улучшение физического или духовного состояния человека. Потребности являются базой для формирования мотивов деятельности — побудительных сил.

Обычно потребности подразделяют на первичные и вторичные. Первичные – потребности врождённые, удовлетворение которых для продолжения жизнедеятельности человека обязательно. Пример: потребности в пище, сне, отдыхе, в безопасности и т.п. — без их удовлетворения человек прожить не сможет. Вторичные – потребности приобретённые, без удовлетворения большинства которых человек в принципе прожить может. Пример: потребности в общении, дружбе, понимании, чтении, престиже и уважении и т.п.

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал более подробную классификацию потребностей. В его теории она имеет вид пирамиды (начинаем читать снизу, с первых слоёв пирамиды):

(самовыражение, самореализация, чтение, познание и т.п.)

(самоуважение, уважение другими людьми, признание, успех и т.п.)

(общение, дружба, любовь, совместная деятельность и т.п.)

(безопасность и стабильность существования)

(пища, дыхание, сон, отдых, продолжение рода и т.п.)

Вспомним свойство пирамиды – вышестоящие слои будут стоять только при устойчивости нижних. Так и в пирамиде потребностей А. Маслоу – вышестоящие потребности для человека будут актуальны только если удовлетворены низшие. Так, например, если человек голоден или находится в опасности, ему уж точно будет не до чтения или признания другими людьми.

В современной науке идея пирамиды потребностей А. Маслоу подвергается критике. Так, можно вспомнить немало примеров – замкнутый человек, не удовлетворивший социальные потребности, достигает успехов в написании стихотворений, удовлетворяя духовные. Известны примеры из Ленинградской блокады – жители этого города-героя в дни блокады, забыв об удовлетворении биологических и экзистенциальных потребностей, получавшие скудный паёк на день, находясь под непрекращающейся угрозой артобстрелов гитлеровских войск, заполнили зал на премьере Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это музыкальное произведение стало символом скорой деблокады Ленинграда и Победы. В этих примерах проявляется действие сублимации — переноса энергии неудовлетворённой нижестоящей потребности на актуализацию и удовлетворение вышестоящей.

В отличие от животных, человек чаще всего удовлетворяет потребности в социально приемлемых формах. Удовлетворение потребностей общество контролирует с помощью морали и нравственности, а также табу — запретов на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Пример табу — запрет на надругательство над умершими людьми.

Потребности лежат в основе интересов личности. Интерес – целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребности. Например, у человека ярко выражена потребность читать. Объектом его интереса станут книги.

— социальный интерес (интерес всего общества). К примеру, если человек интересуется чтением — то это его индивидуальный интерес; группа друзей имеет интерес к компьютерным играм — это групповой интерес; общество в целом заинтересовано в снижении преступности — это интерес всего общества.

Интерес не следует путать со склонностью — ориентацией на определённую деятельность, в том время как интерес направлен на объект. Пример: у человека может быть склонность к математике, но его интересом являются числовые закономерности и уравнения. Не всегда интерес взаимосвязан со склонностью: человек может иметь интерес к какому-то объекту, при этом склонности к деятельности, связанной с ним, у человека может и не быть. И наоборот, даже если у человека есть склонность к какому-либо виду деятельности, это не значит, что у него появится интерес.

Интересы зависят от множества факторов – от воспитания, принадлежности человека к тому или иному социальному слою, уровня образования, достатка, возраста, окружения и т.п. Интересы с возрастом меняются.

Потребности и возникшие на их основе интересы – важнейшие побудительные стимулы к деятельности.

Сохраните лекцию на своей странице в социальной сети:

Вы можете оставить свой отзыв о сайте в Гостевой книге.

Вам может быть интересно почитать лекции, посмотреть видеоматерилы, порешать тестовые задания и оценить уровень своих знаний.

А ещё на сайте можно найти контрольно-измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ.

Словарь терминов по обществознанию — незаменим при подготовке к ЕГЭ и урокам в школе.

Последние комментарии в обсуждениях:

© 2016-2017 ООО «Институт исследования образовательных систем» (ОГРН 1164827050761, ИНН 4826121750); © 2014-2017 В.В. Ковригин. Все права защищены. Копирование материалов сайта без разрешения правообладателя и указания ссылки не допускается. Сайт зарегистрирован как средство массовой информации (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-67396 от 13.10.2016, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
Материалы сайта предназначены для лиц старше 6 лет

Источник:
Лекция 6
Лекция по обществознанию. Потребности и интересы. Теоретический материал к ЕГЭ обществознание, потребности, виды потребностей, табу, сублимация, интересы.
http://social-studies.ru/kgoti4h/24-now-collection-repo.html

COMMENTS