Популярные записи:

Белые двери Белые двери в интерьере - современно ли это?Давно ли вы делали ремонт своей квартире? Судя…Когда мужчина любит женщину психология Мужчине, который любит женщину, захочется о ней заботится!Мужчине,который любит женщину,захочется о ней заботится ! Когда…Предназначение быть женщиной читать Lumhahobra’s blogЗагрузить больше фото. Загрузить больше фото. Читать онлайн Предназначение быть женщиной, Ольга Валяева на…Удачные позы для фотосессий Выбираем позы для фотосессииМечта любой девушки (и не стоит сопротивляться, это правда) – стать моделью,…Кожаный рюкзак сумка Женские кожаные рюкзаки Черный женский кожаный рюкзак Красный женский кожаный рюкзак Коричневый женский кожаный рюкзак…

Духовные качества личности

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание

Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Происходящие в современной России изменения в различных областях жизнедеятельности общества и человека предполагают исследование глубинных процессов преобразований, в том числе и в области духовно-нравственной сферы деятельности личности. Все это вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий социально-гуманитарной сферы, которые могли бы более полно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самоидентификации общества, проблемы социальной политики государства на ближайшее время. К таковым принадлежит и понятие «духовно-нравственные качества личности», которое, благодаря своей многозначимости и универсальности, сегодня прочно вошло в лексикон как научной, так и обыденной сфер познания.

Обращение к проблеме духовно-нравственных качеств личности военнослужащего современной российской армии связано прежде всего с тем, что особенностью военной профессии в отличие от других видов деятельности является то, что нравственный аспект составляет одну из важнейших ее сторон. Нравственно-гуманистический характер носят ее направленность и целевое назначение. В деятельности военнослужащего многое зависит от нравственности избранных средств, так как для сохранения жизни подчиненных и сослуживцев, выполнения приказов и поставленных задач порой необходимы не только профессиональная компетентность, но и гуманизм, взаимовыручка, бескомпромиссность, определенное мужество со стороны военных кадров.

В свое время известный русский философ Л.П. Карсавин, размышляя о «качествовании субъекта», обращал внимание на следующее: прежде чем творить, заниматься каким-то делом, человек должен сформироваться мировоззренчески, то есть духовно-нравственно. По его мнению, это является именно тем субъективным условием, при наличии которого личность способна к ответственной, полезной деятельности. Одной из причин заметных профессиональных успехов, например, видных государственных и политических деятелей или военных полководцев является возвышенность их идеологии и мировоззрения. Имен-

но поэтому проблемы исследования духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, ее духовной готовности к служению Родине и своему народу, выполнения профессионального долга по обеспечению безопасности общества и государства должны рассматриваться как важное звено формирования нового облика современных Вооруженных Сил России.

Необходимость обращения к данной проблеме также обусловлена и сугубо практическими обстоятельствами и прежде всего кризисом духовности и самоидентификации человека, связанных с утратой смысла жизни, высшего предназначения в мире. До сих пор в обществе царит культ массового потребления и тотального развлечения, материального изобилия и эгоистического практицизма, внешней респектабельности и независимости, конкуренции и эпатажности, углубляется процесс тотального отчуждения личности от природной и социальной реальности, от глубин своего внутреннего мира. Все это создает основу для многочисленных конфликтов индивидуально-личностного и социального планов.

Кроме того, формирующееся многообразие духовной культуры постиндустриального общества размывает прежнюю многовековую духовнонравственную доминанту социокультурного бытия, предлагая взамен весьма сомнительные мировоззренческие ориентиры. Высшие проявления человеческого духа все чаще вытесняются псевдодуховными и антидуховными видами творчества. За истину выдаются заблуждение и ложь, за свободу — вседозволенность, за благо — порок, за красоту — безобразие и т.п. Подобная мимикрия проявляется во всех сферах духовной культуры: науке, религии, искусстве, образовании. С новой силой встают перед человечеством вопросы: что собой представляет высшее начало человека, какова направленность содержания его внутренних качеств и каковы критерии верификации их проявлений?

Военная служба относится к тем видам профессиональной деятельности, где личностные качества военнослужащего во многом определяют успешность и эффективность работы. Уровень развития средств вооруженной борьбы, боевой и специальной техники, приемов и способов ведения боя предъявляет к военнослужащему определенные требования. Он должен обладать определенными качествами и подготовкой, чтобы в современных условиях скоротечного боя эффективно выполнять поставленные перед ним задачи. Поэтому в процессе деятельности военного человека происходит не только профессиональное становление, но и воспитание его как личности, развитие духовно-нравственных ка-

честв, которые военнослужащий должен проявлять при выполнении своих обязанностей по защите Отечества.

Основываясь на взаимосвязи анализа духовности (В. Барулин, М. Вебер, Г. Гегель, В. Гринин, В. Грузков, М. Каган, А. Ладыгина, М. Колесов, В. Федотова, В. Шердаков и др.) и нравственности (В. Апресян, П. Гассенди, А. Гусейнов, И. Кант, К. Лоренц, Т. Мишаткина, Дж. Сантаяна,

Н. Чернышевский, А. Швейцер, М. Шлик, Э. Фромм и др.), можно выделить четыре подхода к определению духовно-нравственных качеств личности:

— квалитативный (качественный), в котором духовно-нравственные качества человека представляют собой идентификационный признак, имеющий определяющее значение в личностной саморегуляции поведения и жизнедеятельности индивида (В.С. Ильин, Л.Г. Карсавин, В.С. Соловьев, А.И. Субетто);

— ценностно-гуманистический, акцентирующий гуманистическую ориентацию сознания и поведения индивида в доминанте ценностных отношений к миру (Б.С. Братусь, Н.Я. Грот, В.В. Шадриков и др.);

— нравственно-этический, который представлен совокупностью моральных и этических идеалов, норм, законов, категорий и ценностей, определяющих направленность поиска и реализацию смысложизненных ориентиров и целей личности в процессе своей жизнедеятельности (А. А. Гусейнов, Л.П. Буева, А.С. Капто, Ю.М. Федоров и др.);

— религиозный, где элементы иерархически упорядоченной системы духовно-нравственного восхождения человека, следующего «заповедям блаженства», выступают качественными характеристиками образа жизни и личности верующего (Т. Задонский, И. Златоуст) [1, с. 9 — 10].

Основываясь на данных подходах и учитывая специфику воинской деятельности, можно определить духовно-нравственные качества личности военнослужащего как социально значимые (ценностные) характеристики (черты) сознания, поведения, общения и взаимоотношений воина в процессе жизнедеятельности, отмеченные нравственной доминантой и позволяющие ему реализовывать свой внутренний потенциал, статус и роль в обществе.

Основой личности военнослужащего должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, способность творить добро, приносить людям благо, а самое главное — защищать их свободу и ценности в любых условиях, даже с риском для своей жизни.

Нравственность военнослужащего как личности включает в себя три необходимых компонента: а) нравственные знания; б) нравственные убеждения и в) нравственную потребность. Кратко рассмотрим их содержание.

И наконец, нравственная потребность — это наивысшая степень нравственного сознания военнослужащего, которая характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований этики. Когда соблюдение требований

профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований нравственности становится устойчивым качеством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, военнослужащий не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребности связаны с практической деятельностью, по-разному обусловливают ее. Они выступают основой формирования личностных качеств военнослужащего и характеризуют его как профессионала, способствуют качественному выполнению им своего профессионального предназначения как гражданина-патриота, защитника своего Отечества, в целом обеспечению безопасности личности, общества и государства. Военное дело, более чем любое другое, не может существовать в отрыве от знаний, совести, веры и характера.

Духовно-нравственные качества военнослужащего выделяют по различным основаниям, среди которых:

а) по отношению к обществу и государству — гуманность, патриотизм, верность Отечеству, уважение к истории народа, государства и армии, лояльность к политической власти государства, Конституции страны, общая культура личности;

б) по отношению к военной службе — верность воинскому долгу, высокий профессионализм, военно-управленческая культура, организованность, творчество, смелость, мужество, героизм;

в) по отношению к воинскому коллективу и другим людям (семье, родителям, родным, товарищам, сослуживцам) — благородство, доброта, честность, порядочность, великодушие, честь, принципиальность, требовательность, справедливость, личный пример, следование боевым традициям, непримиримость к нарушениям норм воинской морали;

г) по отношению к самому себе — достоинство, скромность, самооценка, взыскательность, честолюбие, самоконтроль, самовоспитание и самообразова-

ние, соизмерение своих действий и поступков с ценностями общества, армии и воинского коллектива.

В целом всю совокупность духовно-нравственных качеств личности военнослужащего можно представить как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств [2, с. 191 — 192].

Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. К общим нравственным качествам относятся: патриотизм; верность своему Отечеству; гражданственность; общая культура личности; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства; вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как основа жизнедеятельности людей; гуманность; открытость к общению и др.

К конкретным нравственным качествам относят прежде всего гражданскую совесть (обостренное чувство личной ответственности), нравственную волю (умение завоевывать уважение людей, развитый самоконтроль), честность (деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду в глаза), коллективизм (социальная организованность), самообладание (умение переносить личные неприятности и служебные неудачи), принципиальность (последовательность в соблюдении своих нравственных позиций, самокритичность) и др.

К специфическим нравственным качествам необходимо отнести прежде всего трудолюбие (увлеченность работой), скромность (разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам), ответственность (единство слова и дела, бескорыстность в оказании помощи людям), великодушие (терпимость к недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным), а также профессиональная компетентность.

Обозначенная система нравственных качеств выступает той духовной опорой, которая помогает формированию и развитию духовно-нравственного портрета военнослужащего как личности. Стабильность и содержательность духовнонравственных качеств определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора. Кратко остановимся на специфике некоторых из них, наиболее полно раскрывающих ценность деятельности военнослужащего.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств военнослужащего относится общая культура личности. Наряду с воинским мастерством она позволяет воину в более короткие сроки осваивать боевую технику и современное оружие, правильно и своевременно оценивать обстановку, свои возможно-

сти и с наивысшей результативностью проявлять личностный потенциал интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Важный компонент культуры личности — это то общее, что объединяет людей в масштабе социальной общности, государства и коллектива, например, образование и сформированные на этой основе общенаучные знания. Общая культура включает в себя также общетехнические знания, навыки и умения, принятую для всех членов общества культуру поведения.

Общая культура личности — это фундамент жизнедеятельности личности военнослужащего. Она формирует мировоззренческую направленность воина в современном мире, развивает глубину его суждений, аналитические способности и логическое мышление. Ее роль в структуре личности особенно велика сейчас, когда идет процесс утверждения общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных. В качестве подтверждения данного постулата вспомним слова Шарль де Голля, который писал: «Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура. Не было ни единого знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы в конце концов всегда находим Аристотеля» [4, с. 95 — 96].

Таким образом, общая культура военнослужащего представляет собой поликомпонентное духовно-нравственное качество, в котором находят свое проявление «сущности силы» личности в различных сферах ее жизнедеятельности.

Совесть военнослужащего проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий внешних по отношению к личности или внутренних) оказывается достаточно сложной или нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях воина с его окружением: сослуживцами, коллегами, подчиненными, членами семей военнослужащих и т.д. Военнослужащий может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными категориями людей; какие бы чувства сослуживец или подчиненный ни вызывал у

военнослужащего, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно. Отношение к окружающим с позиций симпатии или антипатии вообще не должно присутствовать во взаимоотношениях между воинами и отражаться на качестве выполнения задач, стоящих перед воинским коллективом. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам: каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение на практике принципа справедливости предохраняет военнослужащего от отчуждения и от сослуживцев, и от коллектива в целом.

Нравственная воля всегда необходима военнослужащему в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима воину не только для того, чтобы преодолеть себя, победить неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, сложившееся в его сознании мнение о себе как о безнадежном человеке, неспособном успешно функционировать в социуме, но и для того, чтобы способствовать решению поставленных задач своим сослуживцам и товарищам по общему делу. Именно сила воли военнослужащего может заставить его и находящихся рядом поверить в себя, справиться со слабостью и неверием в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность, в целом успешно решить поставленные перед военнослужащим служебно-боевые задачи.

К числу важнейших духовно-нравственных качеств личности военнослужащего, как представляется, относится и военно-профессиональная компетентность, которая характеризует ее деловую надежность, способность осуществлять успешную и безошибочную деятельность как в привычных, так и в нестандартных ситуациях. Специфика военно-профессиональной компетентности воина представляет собой его способность анализировать, принимать управленческие решения и осуществлять эффективную служебно-должностную деятельность, обусловленную высокой степенью освоения общечеловеческой, профессиональной и духовной культуры в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки.

Военно-профессиональная компетентность военнослужащего не сводится только к наличию сугубо деловых, функциональных показателей, а предполагает синтез всех духовных качеств личности. Она немыслима без опоры а достаточно широкие мировоззренческие знания, общую культуру личности воина, что обусловливает актуализацию ее деловых способностей, формирование высоких духовно-нравственных качеств.

Таким образом, высокая духовность и военно-профессиональная компетентность военнослужащего являются основой успешного решения поставленных учебно-боевых задач и, следовательно, требуют к себе пристального внимания со стороны государственных и военных органов управления.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться в постоянном желании военнослужащего к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, а также в духовном и нравственном совершенствовании, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его профессиональной деятельности.

Нравственность военнослужащего влияет и на окружающих его людей, — и в этом состоит ее высокое назначение. Высокие моральные качества позволят воину самостоятельно регулировать свое поведение и действия, осуществлять самоконтроль и моральную самооценку. Стремление личности к самосовершенствованию становится положительным примером для других людей. И, напротив, трудно требовать от сослуживцев, товарищей или подчиненных активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если они видят, что человек, призывающий их к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе.

Таким образом, духовно-нравственные качества личности военнослужащего во многом определяют успешность выполнения им своего воинского долга и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование духовно-нравственных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности военнослужащего, проявленные им по отношению к себе, окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым решению целого ряда социальных проблем.

Все названные духовно-нравственные качества личности взаимосвязаны, взаимодополняют друг друга и присутствуют в поведении и действиях воина постоянно, в любых ситуациях и отношениях, формируя в общественном мнении облик военнослужащего как высоконравственной личности.

1. Сопова Н.В. Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассника на основе ценностной проблемной ситуации: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Воронеж, 2009.

2. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. М., 1999.

3. Гельвеций. Об уме. М., 1938.

4. Шарль де Голль. Профессиональная армия. М., 19З5.

Источник:
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание
Духовно-нравственные качества личности военнослужащего российской армии: сущность и основное содержание ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ АРМИИ: СУЩНОСТЬ И
http://psibook.com/sociology/duhovno-nravstvennye-kachestva-lichnosti-voennosluzhaschego-rossiyskoy-armii-suschnost-i-osnovnoe-soderzhanie.html

Духовные качества личности

Моя невольная грусть была замечена Хомером, но, не зная ее причины, он предпочел деликатно промолчать. Вскоре, справившись с охватившими меня чувствами, я вернулся к окружающей действительности и, помня наказ Мистакеля, предложил Арифес рассказать профессору о духовных качествах человека.

Лишь сбросив нищенский наряд несовершенства, движущийся становится достойным облачиться в новое убранство. И тогда глаза стремящегося, воистину, становятся подобны зеркалам, в которые глядится-красуется душа его, наряжаясь в тончайшие кружева с затейливыми узорами чувств. В них разноцветная гамма эмоциональных проявлений человека прекрасно гармонирует с разумными помыслами. Освободившись от тумана заблуждений, личность обращает свой внутренний взор к розовому фону Надежды с серебрящимся на нем ажуром Веры. Затем появляется голубизна Мудрости, сверкающая бриллиантами возвышенно-одухотворенных чувств.

Желая усовершенствовать какое-либо качество, надо сначала понять принцип его формирования. Рассмотрим это на примере добродетели. Для исследования ее природы, используем структуру, описанную десятым арканом Священной Книги Таро и называемую Деревом Жизни. Она воссоздает доступный для понимания человеческим сознанием аналог механизма проявления Единого Вселенского Закона. Согласно структуре Дерева, существует два возможных направления: вверх – от плода, расположенного в плотном мире, к корню, находящемуся в областях тонких субстанций; и вниз – от корня к плоду. Первое из них отражает некую закономерность в действиях индивидуума, направленных на достижение им такого качества как добродетель, под которой понимается мудрое волеизъявление стремящегося, направленное на всеобщее благо. А второе позволяет проанализировать практическую реализацию личностью уже имеющейся у нее добродетели.

Если принять за исходную точку плод, то просматривается следующая логическая цепочка:

При исследовании направления сверху вниз, т.е. от корня к плоду, можно познакомиться с логическими построениями индивидуума, практически воплощающего добродетель в повседневной жизни:

Кроме рассмотренного нами духовного качества, существует и целый ряд других. Но особую значимость для эзотерика имеют следующие: постоянное стремление к Истине, смелость и воля, верность и преданность, неосуждение и всепрощение. Причем потребуется много терпения и настойчивости, чтобы среди пестрой мишуры иллюзорного отыскать их скромные белоснежные одеяния.

Человеку никогда не следует стесняться имеющихся у него недостатков. Наоборот, он должен проявлять смелость и решительность в обнаружении таковых и в стремлении полностью искоренить их, действуя без боязни и сомнений. Трусость состоит именно в том, когда стараются не замечать личных ошибок, но с превеликим усердием обсуждают окружающих. Так поступают только ослепленные собственными заблуждениями, для избавления от которых, им потребуется приложить немало труда. Смелость есть умение посмотреть правде в глаза и решительно отторгнуть от себя несовершенное, даже если при этом придется пережить душевное потрясение.

Самое трудное – сражаться с самим собою. Добиться победы в столь нелегком поединке может лишь волевая личность, способная твердой рукой укротить своенравие эмоций. Иными словами, необходимы довольно значительные волевые усилия, чтобы успокоить бушующий океан чувств, ибо в яростном реве их штормовых волн нельзя услышать тихий, мелодичный звук флейты возвышенных душевных побуждений.

Кроме тех основных качеств, на которые я обратила ваше внимание, профессор, внутренний мир стремящегося содержит и множество иных. Образно говоря, духовная структура индивидуума напоминает вечерний небосвод с зажигающимися на нем звездами. Причем появление любой из них является результатом усилий самого человека, открывающего для себя целые созвездия новых качеств. Разум же того, кто не стремится к совершенствованию, постепенно погружается во мрак заблуждений, сменяющийся со временем темными грозовыми тучами безнравственных помыслов – предвестников душевной бури. Ее ураганный ветер способен разрушить истинно человеческие идеалы. Но если все-таки найти в себе силы противостоять уничтожающему смерчу, ворвавшемуся в душу, то его мощь ослабеет и в лазури просветлевших небес вновь засияет солнце Надежды.

Приняв эстафету от Арифес, я продолжил изложение Хомеру рассматриваемой на данной беседе темы, но уже с позиций неоэзотерики:

Если духовные качества человека представить в виде пространства, имеющего структуру, адекватную Кресту Иерофанта, то кольцо будет олицетворять собою атрибуты потока чистого сознания. Обозначенные горизонтальными линиями конкретные свойства остальных трех типов ощущений являются отражением отмеченных вертикальным каналом, так называемых, абстрактных. Ими являются: глубина, чистота, направленность, активность, энергия и гармоничность. Они обладают всей полнотой содержания, поскольку кроме своего непосредственного значения имеют и его отрицание в виде диаметрально противоположного. Теперь рассмотрим позитивный полюс абстрактных качеств более подробно:

Глубина выражает геометрические параметры произвольного пространства: его форму, внутреннее строение и объем. А с позиции духовного развития она определяет достигнутый стремящимся уровень понимания Реальности. Глубина мысли отражает количество связей между понятиями и умение выделять их центральные (сущностные) признаки. Глубина чувств обеспечивает саму возможность трансформации состояний сознания, отвечающих за мировосприятие. Глубина осознания – это степень само отождествления с изучаемым объектом или проблемой.

Чистота описывает качественное состояние заполняющей пространство субстанции, которая имеет такие признаки, как: однородность, плотность, прозрачность и ряд других. В духовном аспекте – это умение индивидуума видеть реальность без искажения. Наличие тонкости восприятия. Чистота мотивов эзотерического движения формирует у исследователя лишенное эгоистических побуждений стремление к познанию, открывая путь к высоким нравственным идеалам.

Направленность подобна векторам, указывающим в пространстве различные направления. Для личности направленность означает ориентацию ее жизненного пути. Важнейшим элементом практики является создание в структуре личности генерального направления, т.е. направления к состояниям сознания, превышающим человеческие, в идеале, к сознанию Всевышнего.

Под активностью подразумевается интенсивность либо осуществляемых в самом пространстве преобразований, либо его воздействия на внешние объекты. В плане человека, она выступает мерой прилагаемых им усилий для собственного совершенствования.

В каждом конкретном психическом пространстве аккумулируется энергия определенного качества и количества. Энергетический потенциал индивидуума измеряется духовной силой. От нее зависят любые возможности движущегося, начиная с умения проявлять терпение и упорство при стремлении к намеченной цели и до практического достижения новых, просветленных состояний сознания.

Гармоничность выражается в неком внутреннем равновесии или плавной динамике пространства, устанавливаемом за счет определенного соотношения между всеми его параметрами. Гармонизация человеком его духовных атрибутов состоит в их мудром сочетании друг с другом, что позволяет ему полнее использовать возможности своего сознания при решении встающих перед ним проблем.

Стремясь к гармонизации качеств, эзотерик осуществляет трудное восхождение от одного уровня развития к другому, более высшему. В то же время, после достижения гармонии наступает покой уравновешенности, который, через некоторое время, приходится нарушать ради восстановления внутреннего продвижения. Направленная дисгармонизация, примененная в нужный момент, приводит к компенсации гармонии неравновесностью, порождая новый цикл гармонизации.

Следует помнить, что без постоянной работы над собою, практикующий рискует опять оказаться внизу. И тогда придется все начинать заново, ибо былые ранее достижения обратятся на свою противоположность. Человеческое сознание, словно озеро, обладает не только глубиною понимания, но и мелководьем мысли. А чистота и прозрачность чувств, позволяющие разуму ясно видеть истину, могут замениться мутными и темными водами несовершенных чувственных проявлений. Это приводит к нежелательным эмоциональным всплескам, от которых гладь озера сознания покрывается мелкой рябью, искажая отражение в нем.

Однако, с позиций психотехники, все три разновидности практики базируются на одной и той же последовательности действий:

Вначале, стремящемуся надо научиться отслеживать возникающие у него мысли и чувства, с целью уяснения для себя, кроющейся в нем же самом, причины их возникновения. После чего он приступает к постижению искусства управления ощущениями, параллельно совершенствуя в них ранее названные основополагающее качества. В результате, личность достигает осознания своего внутреннего мира как реально существующего, отводя главенствующую роль в нем высшим духовным принципам. Затем практикующий может перейти к развитию базовых качеств в предельно абстрактных ощущениях, которые являются обобщением присутствующих в человеческом сознании мысленной, чувственной и т.д. вибраций. Это уровень работы с матрицами ощущений. В процессе такой практики движущийся улучшает свой индивидуальный стиль. А в конечном итоге, эзотерик должен научиться управлять всем комплексом собственного потока восприятия.

Из записей Хомера:

O Постараюсь совершенно бесстрастно оценить свои мысли и чувства на предмет их абстрактных характеристик (глубина, чистота и т.д.) Их оценку производить относительно друг друга или сравнивая с идеальным образом этих качеств? Пожалуй, получиться две независимые оценки: относительная и абсолютная, хотя последняя сама относительна, но уже в отношении собственной линии развития. Но сначала надо сконструировать в своем воображении идеальные, т.е. предельно развитые ощущения.

O Интересно, низшие чувства и мысли надо вырывать с корнем из своего сознания или они еще пригодятся? Думаю, опять же дело в оценке. Абсолютно негативные качества надо уничтожать, но знать их ради ориентации в психологии людей. Другие низшие качества сохраняют свою значимость в своей области применения, но являются низшими относительно каких-то более высоких духовных уровней. Абсолютная же оценка возникает при сравнении с идеальными представлениями.

Источник:
Духовные качества личности
Нео эзотерика – составная часть мета-учения, Александр Кундин — исследователь игр-путешествий сознания, Новая эзотерика, Современная Эзотерика,Философия, Абсолют, Фантастика, Арт-терапия, Футурология, Космология, Источник Всего,Космология, Модель, Логическая модель,Логический аппарат, Виды логики, Теория познания,Теория эволюции, психология, психонавтика, холонавтика, нейронавтика, Психоанализ,эзотерическая практика,эзотерика, метатеория, мета-теория, мета-учение, парапсихология, Книга ?Основы неоэзотерики?,журнал Арифес, Книга ?Мета-учение и современная эзотерическая наука?, Полезная информация, Оригинальная теория, Астрал, Сновидения, Целительство, Трансы, Интуиция, Бахаи, Бахаизм, Интегральная йога, Иудаизм, Материализм, Диалектический материализм, Саи Баба, сатана, сатанизм,Блаватская, Учение Блаватской,Космология Блаватской, Антропология Блаватской, Космология буддизма, Антропология буддизма, Космология иудаизма, Свет на пути, Золотые правила, Карма-йога, Бхакти-йога,Джнана-йога, Раджа-йога, Кастанеда, Нагвализм, Трансерфинг,Параллельная реальность,Логический аппарат, Логическая модель, Символизм, Инопланетяне, Инопланетные цивилизации, Внеземной разум, Суицид, Шизофрения, Право на смерть, Депрессия, Тифоанализ,Психонавтика, психоделики, трип, транс, обучение, Сознание, Наука, Практика, Мышление, Интуиция, Развитие, Совершенствование, Подсознание, Медитация, Классификация медитаций; Самосовершенствование, Исследования, Esoterikos, Индивидуальная эволюция, Последняя инкарнация, Индивидуальный стиль, Смысл жизни, Существование, Абсолют, Постулат, Аксиома, Эзо-учение, NZ-наука, Психотехника, Духовная практика, Судьба, Управление судьбой, Киев, Ирпень, Психоанализ, Психология, Философия, Религиозно-философские учения, Тайна, Мистика, Анкета, Ванга, Мессинг, Джуна Давиташвили, Тесла, Паранормальные явления, Теория доказательств, Эвристика, Познаваемость, Предназначение, Эзотерическая поэзия, Сновидения, Духовное пробуждение, Самосознание, Осознание, Таро, Книга Тота, Каббала, Йога, Буддизм, Иудаизм, Христианство, Голографическая модель, Лингвистика, Искусственные языки, Санскрит, ТРИЗ, Синергетика, Гносеология, Математика, Философия математики, Метатеория, Кибернетика, Информатика, Искусственный интеллект, Теория самоорганизации, Физика, Физика микромира, Элементарные частицы, Вселенная, Мироздание, Источник энергии, Астрономия, Универсум, Эволюция, Происхождение человека, Мозг, Геном, Генетика, Алхимия, Биохимия мозга, Наркотики. Социология, Психотехнология, Компьютерное психозондирование, Политика, Рациократия, Демократия, Партия нового типа, Вирусы, Пси-вирусы, Компьютерные вирусы, Биогенетическое оружие, Психологическое воздействие, Сверхчеловек
http://www.neoesoterik.org/knigi/kniga-osnovy-neoezoteriki/glava-9-duhovnye-kacestva-celoveka

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания

От качества духовно-нравственного воспитания ребёнка, данного ему родителями, зависит качество всей его последующей жизни. Плоды этого воспитания определяют то, насколько он сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. С религиозной точки зрения, это воспитание определяет и судьбу души человека в последующей вечной жизни. При рождении человек получает в подарок огромный внешний мир.

Духовно-нравственное развитие — основа воспитания в России

Правильное духовно-нравственное воспитание дарит ему постепенно ещё один, внутренний мир. Если ребёнку вместе с родителями удалось наполнить его светом, он обязательно поможет сделать светлее мир внешний. Чтобы достичь этого нужно ясно представлять себе цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

Дух — ум, мышление, сознание, психические способности, внутреннее содержание, нравственная сила человека. «Что — дух человека? Совокупность сердечных чувств, принадлежащих душе словесной и бессмертной, чуждых душам скотов и зверей». (святитель Игнатий Брянчанинов). Животное может иметь предпочтения в еде, привязываться к людям, другим животным или жилищу, руководствуется в своём поведении инстинктами, но не может испытывать угрызений совести, трудиться, познавать мир и себя, творить и многое другое.

Что такое духовная личность

Человек руководствуется нравственными принципами, способен на мыслительный процесс, религиозные чувства, способен поступать вопреки инстинктам. Всё это обусловлено тем, что у человека в отличие от животного кроме души есть дух.

Духовная сторона личности — это сама сущность человека, то что он представляет собой на самом деле, если снять с него одежду, забыть о его социальном статусе и финансовом состоянии. Чтобы яснее понять, нужно представить себе, что случилась катастрофа, человек внезапно лишился всего имущества, работы, родных и друзей. Тогда он остаётся лишь с тем, чем сам наполнен, а это как раз зависит от самовоспитания и воспитания, полученного им в детстве от родителей и педагогов.

Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, совокупность норм и правил поведения, прежде всего в обществе, некий барьер, не позволяющий совершать всё, что вздумается. Безнравственный человек — не имеющий никаких сдерживающих факторов, спокойно идущий на любой бесчестный поступок. Человек с высоким уровнем нравственности предъявляет самые высокие требования к своему поведению.

Низкий уровень нравственности предполагает то, что человек игнорирует нормы поведения, если они идут в разрез с его интересами.

Что такое нравственность

Значение понятий «духовно-нравственное воспитание» и «духовно-нравственное развитие»

  1. Духовно-нравственное воспитание — освоение системы общечеловеческих и национальных культурных, духовных и нравственных ценностей.
  2. Духовно-нравственное развитие — формирование и последовательное укрепление способности человека оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе и окружающему миру.

Как на деле осуществить воспитание и поддержать развитие нравственности в ребёнке?Определяющее значение имеет личный пример мамы, папы, бабушек и дедушек. Но маленький человек находится и под влиянием окружающего мира — телевидения, интернета, друзей и воспитателей из детского сада, школьных педагогов. Родителям необходимо внимательно следить за кругом общения ребёнка и всем, что занимает его ум.

Что такое духовно-нравственное воспитание

Книги, которые читает ребёнок, фильмы, которые он смотрит, игры, в которые он играет, музыка, которую он слушает неизбежно отражаются на его внутреннем состоянии и представлении о нравственности.

Раскраски как иллюстрация к тексту

Чтобы достичь в чём-то успеха, нужно ясно представлять себе цель. Целью духовно-нравственного воспитания и развития является гармоничное развитие личности ребёнка, создание в его сознании основополагающих принципов нравственности, основанных на православных, культурно-исторических российских традициях. Конкретная цель —вырастить человека:

  • духовно здорового;
  • творческого;
  • компетентного;
  • инициативного;
  • трудолюбивого;
  • ответственного;
  • самостоятельного;
  • способного работать в коллективе и сосуществовать в обществе;
  • патриота;
  • высоконравственного;
  • в религиозной семье — подготовленного к вечной жизни, человека, для которого Бог находится на первом месте в системе ценностей.

Основные положения духовно-нравственного воспитания — перечень

Для достижения этой цели необходимо решить следующие промежуточные задачи.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В процессе воспитания обязанность родителей и педагогов помочь ребёнку сформировать и развить в себе духовно-нравственные качества и способности по четырём направлениям:

  • религиозное;
  • семейное;
  • творческое;
  • патриотическое;
  • социальное.

Для развития в каждом направлении потребуется выполнить ряд промежуточных задач.

Религиозная духовность предполагает обретение веры в Бога, осознание конечности своей жизни и вечности жизни души. Правильное духовное развитие человека в этом направлении даёт ему в результате целомудрие, устойчивые морально-нравственные принципы, собственное мировоззрение, верно встроенную систему ценностей, уважительное отношение к религиозным организациям и религиозным чувствам других людей, в том числе иноверцев.

Воскресная школа — один из методов религиозного воспитания

Особенное внимание нужно обратить на то, что духовно здоровый, с точки зрения православного христианства человек остро осознаёт ценность и уникальность своей жизни и жизни других людей.

Для достижения этих целей ребёнку необходимо изучить:

  • Библию;
  • историю Православия;
  • традиции христианской православной культуры;
  • духовное и историческое наследие своего народа;
  • высшие духовные образцы национальной культуры.

Самостоятельно выполнить эти задачи ребёнок не способен, поэтому ему потребуется помощь родителей и грамотных педагогов. От родителей при этом требуется уважительное отношение к его личным взглядам на вопросы, связанные с религией. Даже чтобы признать себя атеистом или, отвергнув Православие, принять другую религию, нужно изучить духовное наследие своей страны.

Ребенок имеет право сам выбирать свою религиозную принадлежность

Только имея ясное представление о том, от чего человек отказывается, он может принять твёрдое осознанное решение по этому вопросу. И, напротив, если родители не религиозны, они не имеют права лишать ребёнка знаний об этой стороне человеческой жизни.

Одним из важнейших направлений духовно-нравственного развития является воспитание хорошего семьянина. Задача успешного процесса в этом направлении — помочь ребёнку обрести:

  • отношение к семье, как основе общества;
  • потребность в ответственном и заботливом отношении, прежде всего, к членам своей семьи и в последствии ко всем окружающим людям;
  • способность понимать и принимать свои обязанности по дому, а в последствии профессиональные и социальные;
  • доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать членам своей семьи и другим людям.

Семья — основа духовно-нравственного воспитания

Любой человек от рождения обладает определёнными творческими способностями, которые обязательно нужно обнаружить и развить. Это помогает профориентации и самореализации личности, развитию эстетического вкуса.

Творческое развитие — один из методов духовно-нравственного воспитания

Основные задачи творческого развития — научить ребёнка познавать себя, свои способности, окружающий мир, творчество других людей и творить самостоятельно.

Патриотическое духовно-нравственное воспитание и развитие призвано помочь будущему гражданину обрести:

  • национальное самосознание, достоинство, патриотизм;
  • веру в Россию;
  • стремление к приумножению благосостояния, могущества и развитию духовной культуры Отечества;
  • уважение к представителям других национальностей и умение взаимодействовать с ними.

Патриотическое воспитание формирует граждан своей страны

Патриот своей Родины должен хорошо знать и хранить национальную культуру, её ценности и уважать культуру других народов, особенно проживающих на территории Отечества.

Духовно здоровый член общества должен стремиться к социальному самоутверждению на основе духовно-нравственных норм взаимоотношений с другими людьми. Родители и педагоги должны научить ребёнка:

  • открыто выражать свои взгляды;
  • противостоять действиям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, своих и чужих;
  • нести ответственность за свои поступки;
  • осознавать себя, как часть человечества, свою ответственность за его состояние и жизнедеятельность, свою ответственность за экологическое состояние планеты.

Народные игры — один из методов социального развития

Результатом выполнения всех этих задач и достижения целей духовно-нравственного воспитания должны стать личные качества, которые помогут ребёнку жить трудится в современном обществе. Полноценный член общества обладает волей, целеустремлённостью настойчивостью, самоконтролем, самостоятельностью. Он трудолюбив, способен объективно оценивать свои действия, намерения, мысли, преодолевать любые трудные обстоятельства и принимать трезвые решения. Такой человек осознаёт свою обязанность руководствоваться во всех своих поступках совестью.

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Способы выполнения этих задач остаются на усмотрение людей, осуществляющих воспитательный процесс и зависят напрямую от их собственного мировоззрения, религиозных убеждений и духовно-нравственного уровня.

Успех в достижении поставленных целей во многом зависит от того, насколько уважительные и доверительные отношения выстроены между ребёнком и воспитателем или родителями.

Источник:
Задачи и цели духовно-нравственного развития и воспитания
Основные задачи духовно нравственного развития и воспитания. В каких направлениях должны родители и педагоги работать: семья, патриотизм, религия. Методы
http://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/duhovno-nravstvennoye-vospitaniye.html

Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим

Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»»

«Герасим. Нравственные и духовные качества. Портрет героя»

1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

3) учить сжато излагать повествовательный текст.

4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.

1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, сообщения);

Формы организации урока: индивидуальные, фронтальные, групповые, коллективные.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, рисунки.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; прототип, сравнение, гипербола.

Историки (историческая справка)

Психологи (черты характера)

Лингвисты (толкование значений слов)

2. Проверка восприятия прочитанного. Сжатый пересказ прочитанного.

3.Слово учителя (эпиграф написан на доске)

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»

Рассказ «Муму» написан автором по реальным событиям, по впечатлениям его детства. Родился Тургенев в именитой дворянской семье, детство прошло в барской усадьбе, где рядом с ним находилось огромное количество крепостных . С детских лет Тургенев видел, как трудно им живется, видел, какими жестокими были хозяева – помещики. Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на свой ум и образованность, была жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца.

Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Тургенев описывал крестьян с любовью и, по словам Белинского, заставлял читателей тоже полюбить своих героев. До Тургенева так о крестьянах в русской литературе не писал никто.

Сегодня перед нами стоит цель: окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Основное внимание уделим главному герою, его духовным и нравственным качествам, на примере текста проследим за чертами его характера, мотивами его поступков, за его отношением ко всем окружающим и, самое главное, узнаем отношение автора к главному герою, и что особенно важно, отношение каждого из вас к главному герою.

4.Сжатый пересказ прочитанного. Работа с иллюстрациями И.Пчелко.

5.Слово учителя: Итак, для того, чтобы лучше воспринимать текст, попросим лингвистов (языковедов) ознакомить нас со словами из текста, которые могли вызвать затруднения в понимании.

6.Эпизод 1 лингвисты (работа со словарем)

Ребята объясняют значения слов: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой, приживалки, прототип (слова заранее на карточках постепенно выставляются на доске) (все записывают в тетради)

Слово учителя: А сейчас историки более подробно объяснят нам, что же такое крепостное право.

7.Эпизод 2 историки — сообщения на темы:

«Что такое крепостное право? Права помещика»

«Полное бесправие крепостного»

Что же такое крепостное право?

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Слово учителя: Вот теперь, когда мы более подробно ознакомились с законами того времени, надеюсь, что вы станете лучше понимать причины поведения и поступков героя.

(ребята зачитывают из текста портретные характеристики Герасима)

Группа 1. Портрет Герасима.

Группа 2. Как работал Герасим. Почему важно как он попал в город?

Примеры сравнений: «…как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей»;

Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо»; Герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь»;

Герасим «смахивал на степенного гусака»;

когда Герасим работал, то «топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья…»

Учитель-По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о «торжественности неистомной работы» Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.

Гипербола – это сильное преувеличение.

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы.

Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы».

Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой».

Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води». Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

Учитель—Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание? Читаем по тексту.

Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. «. он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили».

И. С. Тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его физическую силу. А также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа.

— Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме?

— Каким человеком он был?

— Как, по-вашему, относится автор к своему герою?

Отношение автора: «Из числа всей челяди Герасим был самым замечательным человеком». Как понимаете слово «замечательным»?(«хороший» или «отличный от других, заметный»?)

9.Психологи : Какие нравственные качества присущи Герасиму?

Сила, трудолюбие, аккуратность, надежность, ответственность, умение держать слово, честность в поступках, чувство собственного достоинства, способность любить, сострадание, великодушие, чуткость. ( душевные качества записываются в тетради, приводятся несколько примеров, )

-У кого-нибудь в этом рассказе есть хотя бы часть таких качеств?

(Нет! Именно поэтому Герасим – замечательный!)

— Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но лишила его речи и слуха. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в городе – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно и хорошо выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни.

Как вы считаете, каким человеком был Герасим?

Почему при всех хороших качествах его не любят? боятся? (вывод о дворне)

Вывод. Какие качества характера и поступков Герасима вам больше нравятся, что бы вы хотели перенять у него?

А теперь давайте попробуем составить характеристику героя, пропуская детали,

не относящиеся к его личности. Условие – должен получиться связный рассказ.

Примерный план: (после каждого пункта указать, какое это качество характера)

Как попал в город , как умел работать

Почему все побаиваются и уважают

Как себя ведет с людьми

Какие самые ценные качества личности

Вывод: Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам

11. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке (комментарий).

12. Домашнее задание: Записать описание характера героя, дать свою оценку поступку. В заключении ответить на вопрос «Чему бы стоило поучиться у Герасима всем нам?»

Источник:
Конспект урока литературы в 5 классе: «Герасим
Цели:Образовательные:1) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.Разв
http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-gierasim-nravstviennyie-i-dukhovnyie-kachiestva-portriet-ghieroia

(Visited 2 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Гламурное нижнее белье Гламурное нижнее бельеline-height:normal;mso-outline-level:2"> font-family:"Times New Roman","serif";mso-fareast-font-family:"Times New Roman"">Гламурное нижнее белье – какое оно? line-height:normal"> mso-fareast-font-family:"Times… (1)Рулет из курицы Куриный рулет Способ приготовления рулета из курицы в пластмассовой бутылке из под лимонада. В виде… (1)Как развивать отношения на расстоянии Возможна ли любовь на расстоянииМолодым людям покажется странным то, что еще не так давно любовь… (1)Упражнения с медболом для женщин Комплекс упражнений с медболом Чтобы разогнать метаболизм и избавиться от пары лишних килограмм необходимо регулярно… (1)Любовь признаки Кармическая любовь: признакиКарма – это так называемая химера, которая прицепляется к людям и не дает… (1)

COMMENTS