Духовные потребности примеры

Духовные потребности примеры

Понятие и природа человеческих потребностей.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Фрейд утверждал, что человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, они продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь в различные продукты деятельности человека.

Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс, но и мода.

Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом. Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

Потребности человека имеют общественно-личный характер. Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер используются результаты общественного разделения труда.

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях.

И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, — потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

Объяснение потребностей через понятие мотива

Удовлетворение потребностей связано с мотивами деятельности человека. в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). С этим тезисом также связан 4 этап реализации мотива – закрепление(когда многократное повторение ведёт к преобразованию мотива в черту характера, в постоянную побудительную потенцию).

Биологические (питание, вода, двиежение, продолжене рода).

Социальные (труд, социальная активность,самореализация и самоутверждение в обществе).

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей – потребность индивидуальной любви.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

Проблема потребностей у мыслителей античности Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосмос — миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ — Фалес из Милета (ок.625 г. — ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам.

Потребности и способности

Слова «потребность» и «способность» известны всем. Сейчас поймем, что за ними стоит. На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может. В науке несколько сложней, но тоже просто. Потребность – постоянное противоречие между существующей ситуацией и постоянной необходимостью человека в чем-либо. (Например, человек хочет спать, у него потребность во сне сейчас – и он выспался. На данный конкретный момент потребность удовлетворена, но потенциальная потребность в сне осталась – человек все равно еще захочет спать). Для того, чтобы удовлетворить любую потребность, человек должен что-то делать. Отсюда следует, что Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь

В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт. Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.

Инстинкты можно поделить три группы:

1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнеде6ятельность организма (пища, размножение и т.п.);

2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;

3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)

Как я уже написала, инстинкты обуславливают потребности. Следовательно, и потребности можно поделить на аналогичные группы:

1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;

2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.

3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…

Мнимые и подлинные потребности

Также можно различать подлинные и мнимые потребности. Не останавливаясь на этом долго, скажу суть: Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности. Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации. Примеры по желанию найдете сами.

Талант и гениальность.

Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность. Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений. Гениальность – это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.

Потребности и система ценностей

Источник:
Духовные потребности примеры
Понятие и природа человеческих потребностей. Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку
http://studfiles.net/preview/3800822/

Культурные потребности

Культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности. Духовные социальные потребности состоят в формировании и поддержании самосознания социальной общности, в обеспечении духовного производства в разных его формах (от мифологического и этического до политического и эстетического), в социализации подрастающего поколения и включении его в общественную жизнь. В их числе: познавательная (интеллектуальная), эмоциональная (аффективная), этическая, эстетическая, коммуникационная. Духовные потребности — важный компонент субъективного психического мира личности, который, как справедливо заметил Эрих Фромм, играет не менее важную роль в мотивах человеческой активности, чем физиологические и материальные потребности.

Социальные потребности образуют высший уровень потребностной иерархии, поскольку они базируются на личностных потребностях, предшествующих им, так же как индивиды должны предшествовать их объединениям, иначе объединять будет некого. Социальные потребности не есть сумма индивидуальных потребностей членов социума, хотя общество (государство), абстрактно говоря, призвано создавать наилучшие условия для удовлетворения последних. Социальные потребности имеют целью поддержание целостности и обеспечение дальнейшего развития данной исторически сложившейся социальной системы. Они проявляются во всех сферах общественной жизни и подразделяются обычно на материальные, социально-политические и духовные.

Типизация потребностей по субъектам-носителям весьма важна: она позволяет разграничить личностные культурные потребности, которые служат источником индивидуально-культурной деятельности, и социально-культурные потребности, обусловливающие социально-культурную деятельность.

Формула «потребность — деятельность» упрощает дело. На самом деле в процессе всякой деятельности выстраивается потребностно-деятельностная цепочка, включающая потребности разных типов. В данном случае типизация потребностей производится не по субъекту-носителю (субъект остается постоянным), а по иному признаку.

Абсолютные, вторичные, спонтанные потребности. Абсолютные потребности (А-потребности) — конечное множество функциональных потребностных свойств, необходимо (закономерно) присущих всем субъектам. Это объективные врожденные способности активно реагировать на рассогласования между нужными и наличными условиями его жизнедеятельности. Абсолютные потребности личности заложены в генетических программах, подобно способности людей к прямохождению. Социальные А-потребности закономерно формируются в процессе социогенеза. Своевременное удовлетворение А-потребностей — необходимая предпосылка сохранения субъекта.

В процессе удовлетворения А-потребности у личности (социума) появляется потребность в некоторых средствах (инструментах) для решения тех или иных практических задач; такие потребности именуются вторичными, вспомогательными В-потребностями, образующими как бы «второе поколение» потребностей.

У личности (социума) могут еще возникать спонтанные (стихийные, случайные) потребности (С-потребности), которые зачастую сильно влияют на поведение субъекта. Они — итог личного опыта индивида или истории социума. Поэтому С-потребности трудно прогнозируемы, весьма разнообразны, их нельзя вычислить априори.

Абсолютные потребности представляют собой первоисточник целенаправленной деятельности. Деятельность в свою очередь порождает В-потребности, для удовлетворения которых нужна другая деятельность, и т. д. По мере накопления опыта, личных пристрастий и отвращений развиваются и приобретают самостоятельный побуждающий потенциал ценностные ориентации, которые мотивируют С-потребности, стимулирующие новые виды деятельности.

Получается причинно-следственная цепочка:

А-потребность — Деятельность 1 — В-потребность — Деятельность 2 . С-потребность — Деятельность 3 и т.д.

Например: Познавательная потребность (А) — Обучение — Потребность в чтении (В) — Чтение — . — Читательский интерес (С) — Библиофильская деятельность.

Потребность первична, а деятельность вторична, ибо цель есть элемент потребностной системы. Абсолютные потребности есть первоисточник, первичный толчок активности живых систем. Получаем следующую причинно-следственную цепочку.

Внешний мир — А-потребность — Поведение — В-потребность — Деятельность. и т. д.

Гипотеза абсолютных, вторичных, спонтанных потребностей распространяется лишь на человеческие, личностные и социальные потребности, не охватывая потребности биологические, которые все имеют абсолютный характер. По этой причине биогенные потребности личности являются абсолютными, а социогенные могут быть как абсолютными, так и вспомогательными или спонтанными.

В культурологии имеется широкое и узкое понимание культурных потребностей. В соответствии с широкой трактовкой культурные потребности определяются как «потребности в реализации сущностных сил человека в процессе его материальной, социально-политической и духовной деятельности». Культурные потребности не сводятся к духовным потребностям, а охватывают и ряд материальных потребностей, таких, например, как потребность в физической культуре и спорте. Широкая трактовка, нетрудно увидеть, исходит из социоатрибутивной концепции культуры.

Узкое понимание культурных потребностей ориентировано на антропоцентристскую концепцию и утверждает, что культурные потребности относятся к духовным потребностям, они служат побудительными силами для распространения, сохранения и потребления ценностей духовной культуры, воздействуют на внутренний мир человека. «Глубинной сущностью» культурной потребности объявляется «потребность в другом человеке, потребность в универсальном, не ограниченном пространством и временем общении людей». Содержательная структура культурных потребностей включает познавательные, нравственные, эстетические, коммуникативные.

Для формирования и побуждения культурных потребностей приходится прибегать к внешней активации. Если мотивы являются внутренними побудителями практической активности, то стимулы представляют внешние воздействия, актуализирующие и пробуждающие наши потребности. К ним относятся целенаправленное влияние на сознание личности и особая подталкивающая к деятельности организация объектов и средств удовлетворения потребностей. Стимулирование полноценной социокультурной деятельности, пробуждение интереса к тому или иному виду культурно-досуговой деятельности составляет сердцевину и суть работы любого менеджера досуга.

В духовном пространстве потребностно-мотивационной сферы потребности разных типов взаимодействуют, сдерживая или, напротив, стимулируя друг друга. Известно, что дети, вырванные из человеческой среды и лишенные контактов с другими людьми, необратимо утрачивают социогенные материальные и духовные потребности, если они до возраста 7-8 лет не возвращаются к людям. Другой пример. Потребность в свободе может войти в конфликт с потребностью в социализации (ДАЛ.2), который не всегда разрешается в пользу свободы. Дело в том, что вольное проявление жизненных сил индивида всегда связано с риском, борьбой, неопределенностью, которых сильно социализированные и, стало быть, конформированные личности пытаются избежать. Э. Фромм (1900—1980) красочно эту

Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» (1941) описал конструктивные и деструктивные методы удовлетворения одних и тех же потребностей разными людьми. Так, контактная потребность в общении, единении и чувстве локтя может проявляться в страстной преданности, дружбе и солидарности, в любви к товарищам, вступлении в тайный союз, а может привести к разгульной жизни, пьяным сборищам, потреблению наркотиков и другим способам разрушения личности; потребность в самореализации может выразиться в самопожертвовании и продуктивном труде, а может — в садизме и деструктивности; эмоциональная потребность может стимулировать интерес к искусству, природе, творчеству, а может удовлетворяться путем погони за удовольствиями и праздными наслаждениями103

Источник:
Культурные потребности
Культурная деятельность есть деятельность духовная, осуществляемая на двух уровнях: уровне исходной духовной деятельности и уровне элитарной духовной деятельности. Духовные социальные потребности
http://studopedia.org/6-74372.html

Основные потребности человека

Основные потребности человека. Классификация потребностей по Маслоу

Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.


Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители. То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества. В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Источник:
Основные потребности человека
Известно, что клиент покупает не товар или услугу, а решение своих проблем, удовлетворение своих потребностей. Классификация потребностей человека
http://prodawez.ru/marketing/klassifikaziya-potrebnostey.html

Социальные потребности человека

Идеи о потребностях человека подробно изложил в своей книге «Мотивация и Личность» Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог русского происхождения. Маслоу выдвинул теорию множественности различных потребностей личности, утверждая при этом, что их можно отнести к пяти основным категориям:

Духовные потребности — это познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Потребности в уважении со стороны других, в самоуважении. В общественном признании и высокой оценке достижений человека.

Социальные потребности — необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность.

Экзистенциальные — обеспечение безопасности и комфорта существования человека, постоянство условий и качества жизни.

Физиологические (они же биологические и органические), удовлетворение потребности в пище, одежде, сне, голод, жажда, половое влечение и т. д.

Согласно этой классификации социальные потребности в иерархии потребностей человека занимают ключевое место. По мере удовлетворения первичных потребностей, важным становится удовлетворение потребностей высокого уровня.

Существует множество форм социальных потребностей человека. На примерах рассмотрим их в трёх основных признаках:

1. Потребность«ДЛЯ ДРУГИХ». Наиболее ярко потребность «ДЛЯ ДРУГИХ» выражены в альтруизме, в готовности беззаветно служить другим людям, жертвовать собой во имя другого. Чаще всего эта потребность защиты слабого, потребность бескорыстного общения.

«Я не знаю, какой будет ваша судьба, но одно я знаю наверняка: лишь те из вас будут поистине счастливы, кто искал и нашёл способ служить людям» — Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира, гуманист, теолог, философ, музыкант и врач. Сын пастора из небольшого городка Кайзерберга в Верхнем Эльзасе он создал картину собственного мира. Такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. Призывая других пользоваться любой возможностью делать добро, сам являлся ярким примером реализации потребности «ДЛЯ ДРУГИХ». Проводя анализ состояния современной культуры Европы, философ задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное.

Концепция «благоговения перед жизнью» стала идеей Швейцера, объемлющей и жизнеутверждение и этику. Её воплощением – больница, выстроенная собственными руками философа.

«Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер искренне жалел людей, которые не могут посвятить свою жизнь другим.

2. Потребность «ДЛЯ СЕБЯ». Потребность, направленная на самоутверждение в обществе, на самореализацию личности. Это потребность самоидентификации человека. Потребность занять своё достойное место в обществе, в коллективе. Не в последнюю очередь такая потребность направлена на желание обладать определённой властью. «ДЛЯ СЕБЯ» является социальной потребностью человека потому, что реализована она может быть только через потребность «ДЛЯ ДРУГИХ».

Бенвенуто Челлини. Талантливый итальянский скульптор родился во Флоренции. За свою по тем временам достаточно длинную жизнь, 1500 – 1571 гг., Челлини прославился как ювелир, писатель, медальер и не только. Желание удовлетворения «ПОТРЕБНОСТИ ДЛЯ СЕБЯ» побуждало его не только к творчеству, но и к авантюрам. Челлини участвовал в войне с Испанией, а позже из-за вздорного характера Бенвенуто часто бывал зачинщиком ссор, оканчивавшихся смертельным исходом для его противников. Несмотря на покровительство Папы Римского, дерзкий молодой человек не раз оказывался под арестом, а позже, скрываясь, покидал Рим.

Последние годы Челлини провёл на родине, во Флоренции. Написанную им автобиография переведена на почти все европейские языки. В которой автор, желая ещё большей славы, приписывал себе поступки, которых на самом деле не совершал.

3. Потребность «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Это целая группа потребностей, определяющая причины объединённых действий многих людей, общества в целом. А именно: потребность безопасности, свободы, мира, потребность обуздания агрессора, потребность смены политического режима. Особенность потребности «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ» состоит в том, что люди объединяются для решения назревших задач общественного характера.

Пример: вторжение фашистских войск на территорию СССР стало определяющим стимулом реализации потребности «ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ». Общая цель – отпор захватчикам, стала причиной объединения народов, проживающих на территории союзных республик.

Требуют ли удовлетворения потребности социальной сущности человека? Что если не обращать на это внимания?

Не удовлетворяя собственных биологических потребностей, человек не сможет жить, как здоровая особь. Наглядные примеры иллюстрируют это как нельзя лучше: неимение достаточного количества денег, чтобы полноценно питаться, покупать соответствующую одежду, требуемые медикаменты, содержать в должном порядке собственное жилище, приводит к заболеваниям или гибели человека.

Отсутствие возможностей для удовлетворения социальных потребностей, заставляет человека усомниться в собственной полноценности. Без удовлетворения такого рода потребностей личность чувствует себя слабой, беспомощной, униженной. Что часто толкает человека к проявлению агрессии, антисоциальным поступкам. Каждый в нашем обществе нуждается в стабильной, постоянной, как правило, высокой самооценке. К социальным потребностям человека также относятся самоуважение, наличие чувства собственного достоинства, подкрепляющееся отношением со стороны других людей. Удовлетворение потребности в самоуважении ведёт к появлению чувства уверенности в себе. Ощущение собственного достоинства, силы личности, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире приводит личность к одним результатам. Невозможность удовлетворения таких потребностей ведёт человека к результатам абсолютно другим.

Источник:
Социальные потребности человека
Идеи о потребностях человека подробно изложил в своей книге «Мотивация и Личность» Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог русского происхождения. Маслоу выдвинул теорию множественности
http://kak-bog.ru/socialnye-potrebnosti-cheloveka

COMMENTS