История алкоголизма

История алкоголизма

Частое распитие спиртных напитков в России было всегда… более того, это даже считалось нормой. Пили везде: после работы, на похоронах, на свадьбах, на различных пирах, да и просто так, когда выдавалась такая возможность. Вопрос в том, к чему это приводит не волновал государственные власти до тех пор, пока проблема не встала остро, когда нужны были рабочие руки во время промышленного переворота, когда нужно было поднять сельское хозяйство на более высокий уровень, когда надо бы выставить армию в борьбе с врагами, в конце концов, когда было построить социалистическое общество. Государство пыталось бороться, но через некоторое время либо пропадал энтузиазм, либо не было отдачи, либо менялась идеология.

15 мая 1985 года у нас вышел Указ «О мерах по преодолению пьянства». Борьба велась слабая, ограниченная, но все-таки, борьба. И вот какие она дала результаты. В 1986-87 годах у нас рождалось младенцев на 600 тысяч больше, чем в предыдущие 46 лет. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте уменьшилась на 37 процентов. В 1989 году водки реализовано меньше на 37 миллиардов рублей, а в сберкассы внесено на 45 миллиардов больше. Однако и на этот раз злые силы не дремали. Преднамеренно вырубались виноградники, а газеты, радио и телевидение — поднимали панику. И у нас получилось как в Америке: борьба с алкоголизмом была свернута.

Ну, а ныне? Ведется ли какая борьба с пьянством в наши дни? Такая борьба ведется, примером может служить ограничение рекламы спиртных напитков и некоторые другие законы в этой области .Но вопрос в другом… А действенны ли они в жизни? Сложно ответить четко и ясно. Средства массовой информации глухо замалчивают эту борьбу, как, впрочем, и саму проблему алкоголизма. Бытует мнение, что наш противник избрал алкоголизм главным орудием разрушения России, вспомните, какое впечатление вызывает у иностранцев слово «русский»? Русский – это непросыхающий медведь в шапке-ушанке, распивающий водку. Очень больно слышать такие определения, и очень обидно за свою страну. Найдутся ли у нас люди, готовые положить свои силы на алтарь борьбы с этим ужасным злом?

Нынешняя борьба за трезвость может подняться на более высокий уровень, чем она когда-то велась в начале века. Тогда писались статьи, обращения, собирались конференции, съезды. Было опубликовано много брошюр, плакатов, листовок. Но сегодня в обществе научного технического прогресса у нас появились возможности более действенной борьбы с алкоголизмом. Сейчас ученые, занимающиеся этой проблемой, знают причины этого заболевания и способы борьбы с ним. Единственное, что требуется от нас, это всячески стремиться к искоренению этой заразы.

Источник:
История алкоголизма
Частое распитие спиртных напитков в России было всегда… более того, это даже считалось нормой. Пили везде: после работы, на похоронах, на свадьбах, на различных пирах, да и просто так, когда
http://alcstruggle.narod.ru/histrus.htm

История алкоголизма

История алкоголизма и борьбы с алкоголизмом в России

Культура употребления спиртных напитков в нашей стране уходит корнями в глубокое прошлое, там же мы обнаруживаем и следы злоупотребления алкоголем. Медовуха, брага, пиво были традиционными для России, однако меру знали.

Принято относить начало распространения пьянства в широких масштабах ко времени Ивана Грозного, когда была введена государственная монополия и открыты «государевы кабаки». Способствовало распространению пьянства быт значительной части населения России. Впоследствии государство активно использовало возможности алкогольного производства, наполняя казну до краев, в то же время, получая крайне негативное социальное явление – алкоголизм. За несколько столетий Россия накопила богатейший опыт обнищания, причиной которого стал алкоголь, детского пьянства и женского алкоголизма.

Чрезмерное питие спиртных напитков, приносившее вред здоровью пьющего и окружающим, критиковалось всегда, а вот запрещающие эффективные меры пришли позже. Впервые с пьянством стали бороться в Древнем Китае, и застигнутые врасплох во время попойки подлежали казни. В Древней Греции была учреждена специальная должность чиновника, которому вменялось в обязанность препятствовать посещению питейных заведений. В Древнем Риме был введен возрастной ценз на употребление спиртных напитков, до 30 лет.

Издревле пытались и лечить алкоголиков. Для этого некоторые «ученые» предлагали использовать «философский камень». Были и другие мнения, в частности пьянство расценивали по опасности сродни чуме, а способы лечения заключались в немедленном лишении алкоголя, введении диетического питания и вызывания рвоты при отравлении.

Но по большей части практиковались жесткие организационные меры борьбы – от ограничения свободы и принудительного лечения до введения «сухого закона», что, вправду, доказывало обратный эффект.

Мало действенными оказались различные патентованные средства от алкоголизма, которые были в большей степени угрозой семейным бюджетам.

На научном уровне борьба с алкоголизмом началась в 19 веке. Впервые термин «алкоголизм» был применён в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков.

На 11-м Пироговском съезде русских врачей в 1915 году принял следующую резолюцию: «…нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

Одним из тех, кто вел активную борьбу с алкоголизмом, оставаясь на научном фундаменте, являлся выдающийся отечественный психиатр и общественный деятель, академик Владимир Михайлович Бехтерев Он таким образом охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…»

Вклад В.М. Бехтерева заключалась в том, что он впервые поднял вопросы профилактики алкоголизма и предложил теоретически и практически обоснованную схему комплексного лечения этой болезни. Благодаря его работам были определены основные пути подхода к этой проблеме с биопсихосоциальных позиций. Им были созданы теоретические предпосылки для дальнейшего изучения патогенеза и клиники алкоголизма, а для практического их воплощения — организован в 1911 г. Противоалкогольный институт, деятельность которого была крайне недолгой.

В последние десятилетия созданная в предвоенные годы система амбулаторной и стационарной помощи больным алкоголизмом, вначале в рамках психиатрической, а затем самостоятельной службы оказалась во многом разрушена, и государство только начинает создавать новую модель профилактики и борьбы с алкоголизмом.

Открытый творческий проект для всех, кто интересуется историей медицины. Здесь вы найдете исторические сюжеты про знаменитых врачей, пациентов, фармацию, медицинскую науку.Стать членом клуба можно,подписавшись на открытки, которые будут приходить к вам на электронную почту совершенно бесплатно. Это не коммерческий проект, и мы гарантируем, что никакой рекламы вместе с открытками вы получать не будете.

Наш сайт – открытая площадка, и можно предложить для публикации свой сюжет: историю своего медучреждения, авторитетного врача, интересный факт из истории медицины. Для того, чтобы это сделать, нужно нажать на кнопку «Предложить сюжет» на главной странице сайта.

Проект реализуется при поддержкеEuromed Group

Алкогольная проблема, до сравнительно недавнего времени казавшаяся незначительной, маловажной, не заслуживающей особого внимания, в наше время получила статус глобальной, а ее решение – международный характер. Но у каждой проблемы, какой бы она ни была, есть своя дата рождения и своя история. Точнее же об этом сказал К.А. Тимирязев: «Углубленное изучение вопроса неизбежно приводит к изучению его истории».

Сейчас уже невозможно установить имя первого человека, открывшего вино, или изготовившего его и разлившего по кружкам. Хотя ему, имярек, еще две с лишним тысячи лет назад посвятил Проперций Секст такие слова: «О, да будет проклят тот, кто первый выдавил из виноградной кисти и кто в чистую воду влил соблазнительный нектар!».

Судя по сведениям из античной литературы, библии, а также по данным археологических раскопок, уже более 5000 лет назад виноградарство получило невиданный дотоле расцвет по единственной причине: большая часть урожая шла на приготовление «божественного напитка». На это прямо указывает и бесчисленное множество посуды, найденной при раскопках в районе Нижнего Египта. Значит, возраст вина еще старше.

Известно, что в древнейшие времена для утоления жажды использовали не только воду, но и другие естественные жидкие продукты: кумыс, молоко, мед, соки. Когда-то случилось так, что сахаросодержащие соки из фруктов были случайно оставлены на некоторое время в теплом месте, скорее всего под солнцем. Они начинали скисать и бродить, при этом, естественно, резко изменяя свои органолептические свойства: запах, цвет, вкус. Отведав случайно такую жидкость, люди приходили в состояние эйфории. Неестественное их поведение вызывало не только недоумение, но и страх у окружающих, чем и воспользовались вскоре служители культа.

Узнав вкус спиртного, люди постепенно научились ускорять процессы сбраживания путем добавления в исходный продукт меда, а позже и дрожжей, что привело и к повышению крепости напитков, которая, кстати, не превышала 12–14°, т. е. соответствовала крепости сегодняшних сухих вин.

Еще до сих пор в популярной литературе можно встретить сообщения о том, что крепкие спиртные напитки, в том числе и водку, впервые получили лишь в средние века, что связывают с работами алхимиков. Правда, имеются сообщения и о том, что водку умели получать и в VI – VII вв. нашей эры. Действительно, в те времена такая водка была известна в арабских странах, и называлась она «аль-кеголь», что в переводе на русский означает «одурманивающий». Указывается также, что первую бутылку водки изготовил в 860 г. араб Рагез. Исторические же материалы позволяют отодвинуть открытие напитков, аналогичных водке, на много столетий назад.

Водку умели добывать и до новой эры. Но ее предназначение было совсем иным, чем в нашу эпоху. Недаром поэтому ее называли «aqua vitae» («вода жизни»). Наши далекие предки считали, что водка обладает свойством воспламенять духовные силы человека. Вплоть до XV – XVI вв. новой эры ее, как правило, использовали в основном для лечения ряда старческих болезней. Она считалась эффективным средством для лечения холеры, чумы. В Китае водка также не считалась напитком массового употребления и применялась только для исполнения религиозных ритуалов.

Постепенно искусство виноделия распространялось по свету. Прошли тысячи лет, прежде чем секретом виноделия овладела Россия. Вплоть до позднего средневековья русские люди употребляли мед, брагу. Пиво же и вино были заморскими продуктами, которые наша страна импортировала, и то в небольших количествах и далеко не постоянно. К тому же алкогольные напитки предназначались в основном для богатого сословия. Винопитие на территории России носило эпизодический характер. Своей алкогольной промышленности государство не имело. И об этом прямо говорится в Лаврентьевской летописи X века, где также указывается, что виноградная лоза не была нам известна.

И это обстоятельство следует особо подчеркнуть, поскольку еще до настоящего времени кое-где на Западе бытует мнение, что пьянство – удел русских, что у них «на роду пить написано». Но это в корне ошибочное мнение. Ведь только в IX – X вв. Киевская Русь начала включать, и то нерегулярно, в свой торговый оборот заморские вина. О регулярной закупке алкогольной продукции можно говорить лишь в XV в. Кстати, именно в это время наши предки научились сами производить брагу и пиво. И об этом сообщает русский врач Н. Денисюк, специально изучавший данный вопрос, в своей книге «Злое горе Руси и русского народа»: «Наши деды изрядно привозили из-за моря виноградное вино, но вино содержит не более 9-12° алкоголя. Но и вино было редко, а больше пили пиво, т. е. брагу. То пиво, которое пили наши предки, это не пиво наших дней. Брага содержала не более 2-3% алкоголя».

В средние века был открыт способ получения крепких напитков из открытого вновь спирта. До нас дошло и имя первого человека, получившего спирт, – алхимика Раймонда Люля. С этого времени, когда спирт научились добывать в промышленных масштабах, когда он к тому же стал довольно дешевым продуктом, можно уже говорить о постепенном приобщении народов к винопитию, масштабы которого, конечно, ни в коем случае нельзя сравнить с нынешними.

Но несмотря на это винопитие осуждалось не только церковью, но и государством, а также и передовой общественностью. В III тысячелетии до н. э. начали появляться и первые предупреждения о вреде алкоголя для здоровья человека, для общества. Эпитетами «хмельной», «пьяный» награждались, кстати, не только злоупотреблявшие спиртным, но и те, кто себя проявлял в обществе с отрицательной стороны. Вот, например, как о таких людях говорили в древнеиндийском писании:

То были Гордыня, Стяжание, Чванство,

Алкание, Гнев и Безумие Пьянства.

Скифский мудрец Анахарсис, осуждая пьянство, говорил: «Виноград приносит три грозди: первая – удовольствие, вторая – опьянение, третья – неприятности». Он же продолжал: «. у себя дома первый бокал обыкновенно пьют за здоровье, второй – ради удовольствия, третий – ради наглости, последний – ради безумия». Наш далекий предок Владимир Мономах предупреждал: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело». А Сенека был убежден, что: «пить вино так же вредно, как принимать яд».

Говоря о пагубном действии винопития родителей на потомство, отец научной медицины Гиппократ прямо заявлял: «Пьянство – причина слабости и болезненности детей».

В средние века, когда винопитие стало уделом не только зажиточного, но и среднего сословья, прогрессивные деятели, в том числе и поэты, предостерегали народ об опасности злоупотребления алкоголем. Омар Хайям, посвятивший, как известно, много прекрасных стихов, восхвалявших вино, все же знал ему истинную цену:

О вино! Ты прочнее веревки любой.

Разум пьющего крепко опутан тобой.

Ты с душой обращаешься, словно с рабой.

Стать ее заставляешь самою собой.

Многие государственные деятели также осуждали пьянство. Из истории известно, что к пьяницам применялись даже высшие меры наказания, т. е. смертная казнь.

Четыре с лишним тысячи лет назад в Китае был издан специальный эдикт, запрещающий под страхом суровой кары употреблять спиртное. В Древней Греции с целью искоренения пьянства была даже учреждена должность особых чиновников, которым вменялось в обязанность препятствовать посещению питейных заведений.

Из истории известно, что ни строгие предупреждения, ни жестокие меры наказания, ни даже введение «сухих» законов не приводили к желаемому результату. После временных успехов к алкоголю приобщалось еще больше людей, как бы следуя древней народной поговорке: «Запретный плод сладок, а дурные примеры заразительны». Человечество продолжало и, к сожалению, продолжает создавать себе ад.

Источник:
История алкоголизма
История алкоголизма и борьбы с алкоголизмом в России. История возникновения алкоголизма.
http://jealousy-relationships.ru/novosti/istoriya-alkogolizma/

История алкоголя

Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: » Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол — добрая бочка вина».

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси — есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются «царевы кабаки», приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ «продавать водку по одной чарке человеку». Запрещалось выдавать вино «питухам» (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: «чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять», чем фактически поддерживалось пьянство.

С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Одним из темных пятен прошлого, следы которого еще сохранились у нас, являются пьянство и алкоголизм.

Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде «ударных доз»: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый «северный» тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 — 3,7. К концу 1940 года госпродажа, правда снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск рекордный.

Официально мы приблизились к мировым «питейным стандартам». А неофициально? Госкомстат СССР в то время проводил секретные исследования на предмет самогоноварения. Самогон, оказывается, давал прибавку еще в размере 5 с лишним литров. Итого 13,2 литра на каждого.

Четырнадцатого июня 1985 года ЦК КПСС объявил войну пьянству, которая потрясла все основы общества. Бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, именно к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. Это произошло без уменьшения смертности от отравлений и несчастных случаев. В результате, как бы мы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам россиян, да и заболеваемость снизилась.

По данным Госторгинспекции, в 1992 году каждая десятая бутылка была фальсификацией горячительного напитка, в 1993 — каждая четвертая.

На сегодня потребление спиртных напитков на земном шаре характеризуется колоссальными цифрами. Какие же именно алкогольные напитки потребляют в настоящее время.

Источник:
История алкоголя
Все статьи из мира медицины, материал История алкоголя, а также уйма похожих материалов у нас. Информация о История алкоголя доступна абсолютно всем.
http://medsite23.ru/news/istorija_alkogolja/2011-03-26-11

История возникновения и развития алкоголизма

История возникновения и развития алкоголизма — раздел Социология, Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников История Возникновения И Развития Алкоголизма. Слово «Алкоголь» Имеет А.

История возникновения и развития алкоголизма.

Слово «алкоголь» имеет арабское происхождение и означает «нечто эфирное». Предполагают, что с действием алкоголя люди знакомы с незапамятных времен, когда для утоления жажды употребляли забродившие соки различных плодов, мед. Однако только с появлением керамической посуды, приблизительно за 8 тысяч лет до нашей эры, возникла возможность изготовления в больших количествах слабых алкогольных напитков из меда, соков различных плодов, в том числе и винограда.

Из сока пальм, хлебного сусла и меда в Древней Греции и Египте умели получать хмельную брагу. Римляне изготовляли вино из винограда. Они называли вино божественным даром, о нем складывали легенды, оно упоминалось в мифах, ему служили боги, ему посвящались праздники, на которых царило веселье до самозабвения: Бахусу — богу вина, плодородия и веселья у древних римлян — праздник Бахуса, Дионису — богу вина у древних греков — праздник Диониса.

Культ Диониса был распространен и среди фракийцев, а Гомер и Софокл воспели средиземноморье как родину винограда и вина. Крепость вин этого времени не превышала 10-20 градусов [5.c35]. Этиловый алкоголь в чистом виде — этиловый спирт — был впервые получен в средние века алхимиками. Первым достиг успеха на этом пути бенедиктинский монах Базилиус Валентинус. Его лаборатория находилась в сумрачном подвале монастыря в Эрфурте. Как большинство алхимиков, Валентинус пытался получить вещество, дающее богатство и власть над людьми.

И можно сказать, что это ему удалось. В 1400 году он получил почти безводный спирт. Вероятно, с этого времени два из трех монашеских обетов этого ордена — послушание и воздержание стали нарушаться гораздо чаще. Спустя почти 400 лет (в 1796 году) совершенно безводный спирт получили независимо друг от друга немецкие химики Ловитц и Рихтер [14.c21]. «Демон», «Кровь сатаны», «Змей, бич рода человеческого» — вот как характеризовали вино и пьянство мудрецы прошлого, они же говорили: «Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования.

Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды». Великий князь Киевской Руси Владимир Мономах писал: «Остерегайтесь лжи и пьянства, в этих пороках душа и тело погибнет». В Германии, Скандинавских странах и Древней Руси из меда или хлебных продуктов вырабатывали лишь пиво и брагу — напитки с небольшим содержанием алкоголя. После открытия технологии приготовления крепких алкогольных напитков и хлебной водки крепостью до 40-50 градусов пьянство быстро распространилось по всей Европе.

Пьянство охватило все слои населения: пили и знатные и простые люди. В начале XVII в английский парламент постановил высокий налог на водку, за нарушение которого виновных подвергали телесному наказанию. Принимались подобные меры и в других странах. Но все они оказались не эффективными по сравнению с покоряющей силой алкоголя, соблазн к употреблению которого поддерживался массовыми заблуждениями людей, обманутых его коварными свойствами. Интересно отметить, что различные религиозные учения по-разному относились к употреблению алкоголя.

Одни (буддистская, конфуцианская религии) выступали против всякого употребления всяких спиртных напитков, другие (христианство) проявляли большую терпимость. Это накладывало некоторый отпечаток употребления алкоголя населением, но ни в малейшей степени не являлось решающим ограничением, так как алкогольные напитки принимались и при религиозных церемониях. Широкое распространение алкоголизма связано с развитием капитализма, который нес с собой подневольный тяжелейший труд, нищенскую заработную плату, постоянную угрозу безработицы, неуверенность в будущем.

Стремление «забыться» становилось массовым. Более того, там, где предпринимателям нужно было дешево купить рабочую силу, появлялось вино. Вся история колониальной политики убедительно свидетельствует, что в течение века капиталы наживались путем спаивания народов. Спиртные напитки ввозились в колонии миллионами литров, приносили разорение, болезни и смерть местных жителей.

Любое эксплуататорское общество заинтересовано в спаивании народа. Поэтому вполне естественно, что как в прошлом, так и в настоящее время во всех капиталистических странах не было и нет единой общегосударственной системы профилактики алкоголизма. С алкоголизмом, который все более широко распространяется, вынуждено было бороться само население. В начале XIX в. в Англии и в США впервые возникли общества трезвости.

Они пропагандировали программу трезвости преимущественно с религиозных позиций, обязывая своих членов ни под каким видом не пить спиртных напитков и не предлагать другим. Эти общества организовывали антиалкогольные митинги, шествия распространяли листовки с призывами к воздержанию от вина. Широко участвовали в работе обществ трезвости женщины. В отдельных случаях члены общества сжигали кабаки и трактиры, уничтожали запасы спиртного. Безусловно, эти общества привлекали внимание широкой общественности к проблеме пьянства и алкоголизма, пропагандировали взгляд на алкоголизм не только как порок, но и как на сложную социально-экономическую, правовую, медицинскую и личностную проблему.

В целом же сколько-нибудь серьезного значения для профилактики алкоголизма деятельность обществ трезвости не имела из-за их малочисленности. Параллельно с этим во многих капиталистических странах расширялось законодательство, направленное главным образом на ограничение, если можно так сказать, внешних атрибутов пьянства.

За появление в общественных местах в состоянии опьянения предусматривались специальные наказания для злоупотребляющих алкоголем, начиная от денежных штрафов и кончая тюремным заключением на срок от 3-5 дней до 6-12 месяцев. Итак, наиболее широкое распространение алкогольных напитков началось с развитием капитализма, и алкоголизм сделался подлинно социальным бедствием. Напряженность и неуверенность в завтрашнем дне не только среди малообеспеченных слоев населения, но даже в среде предпринимателей, ведущих между собой жесточайшую конкуренцию, безудержная пропаганда войны и агрессии, проводимая правящими кругами ряда стран, еще более усиливают общую напряженность.

Все это создает почву для развития алкоголизма. Исторические сведения об употреблении алкоголя в России свидетельствуют, что до XVIв. в России пили преимущественно мед, пиво, иногда привозное вино. Иван IV заводит «царевы кабаки», где продавали вино, мед, пиво, в начале в Москве для опричников, а затем повсеместно.

Тайную цель такой политики правительства откровенно сформулировала еще царица Екатерина II, заявившая, что пьяным народом легче управлять.

Вот почему из года в год повсеместно увеличивалось число кабаков и других питейных учреждений. Передовые русские люди называли политику царского правительства политикой спаивания народа, а царский бюджет — пьяным бюджетом.

И действительно, прибыль казны от продажи водки, благодаря существовавшей в России винной монополии покрывала до 30 % государственного бюджета. С 1894г. царское правительство взяло вновь продажу водки в руки казны, организовав казенную винную монополию. Винной монополией, государственным регулированием продажи водки царское правительство якобы хотело ограничить пьянство. Нищета, ярмо тяжелого труда, бесправное положение народных масс, порожденное крепостничеством и капиталистической эксплуатацией вот корни процветания пьянства в царской России.

Пьянство поощрялось правящими кругами, и все прочнее входило в быт народа. В дореволюционной России свойственные капиталистическому строю причины алкоголизма усугублялись тем, что наблюдалась экономическая усталость и низкие материальный и культурный уровни жизни большинства населения страны. Пьянство было необходимым подспорьем для угнетения народа, жесточайшей эксплуатацией трудящихся. Водка являлась одним из тех средств, при помощи которых господствующие классы проводили свою политику национального угнетения далеких окраин. Купцы и царские чиновники вкупе с феодально-родовой верхушкой окраинных народов в корыстных целях спаивали местное население.

На водку купцы выменивали у охотников Сибири ценные меха, у кочевников Средней Азии — продукты животноводчества и т.д. Немалую роль в распространении алкоголизации в России играла церковь. Спиртные напитки были неизменным спутником религиозных обрядов. В деревнях существовал обычай справлять престольные праздники, сопровождающиеся многодневным повальным пьянством.

Стоит только посмотреть картину художника В.Г.Перова. «Сельский крестный ход на Пасху», чтобы ясно представить, во что превращались религиозные обряды, сопровождаемые обильными «возлияниями». После Октябрьской революции партия и правительство объявили решительную борьбу злоупотреблению алкогольными напитками. Была значительно расширена работа по профилактике алкоголизма. Она была поставлена на научную основу и переведена в сферу разных форм общественного и административного воздействия на лиц, злоупотребляющих алкоголем [15.c4]. После распада СССР и под влиянием Запада, проблема алкоголизма возникла с новой силой.

К середине 90х годов Россия заняла первое место по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения в год. Особенно этому способствует широкая реклама спиртных напитков и сложное положение в стране. Люди пытаются «забыться» в вине, уйти от решения сложных жизненных проблем.

Особенно остро сейчас в стране стоит проблема употребления алкоголя несовершеннолетними. Многие дети пробуют спиртные напитки уже в школе, в 3-4 классах. Часть вины ложиться за это на родителей, часть на государство. В стране наблюдается «упадок нравственности», отсюда и вытекают все проблемы[25.c91]. Вот так алкоголь из древних времен пришел и к нам, разрушая на своем пути все преграды, которые ему ставило человечество. Все начиналось с пары глотков забродившего сока плодов и закончилось 14-18 литрами алкоголя на душу населения в год. На своем пути он сменил множество обличий: был и богом, и эквивалентом денег.

Но всегда он оставался и остается ядом цивилизации. 1.2 Действие алкоголя на организм человека. Вредное воздействие алкоголя сказывается на всех системах человеческого организма. Рассмотрим влияние алкоголя на каждую из систем организма. 1.2.1

Источник:
История возникновения и развития алкоголизма
История возникновения и развития алкоголизма Социология Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников . На сайте allRefs.net есть практически любой реферат, курсовая работа, конспект, лекция, диплом, домашняя работы и пр. учебный материал.
http://allrefs.net/c3/1vuuw/p1/

COMMENTS