Как права человека связаны с его потребностями

Взаимосвязь потребностей и деятельности

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Внутренняя структура деятельности включает в себя элементы всякой деятельности, к которым относятся субъект деятельности с его потребностями, интересами и целями, объект (предмет) деятельности, средства деятельности и ее результат.

Внешняя структура деятельности представляет собой совокупность ее видов, выделенных по разным основаниям.

Далее перейдем к характеристике внутренней и внешней структур деятельности, рассмотрение которых даст нам более полное и глубокое представление о деятельности.

В структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты.

Человеческая деятельность всегда носит целенаправленный характер, это такая активность человека, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Внешняя структура человеческой деятельности. Если рассматривать структуру человеческой деятельности как организацию непосредственного процесса ее протекания, то ее элементами будут выступать определенные виды деятельности. Можно выделить множество видов деятельности: познавательную, организационную, образовательную, управленческую, общественно — политическую, игровую и т.п.

Многочисленные конкретные виды человеческой деятельности подлежат классификации, т. е. в соответствии со своими особенностями они «раскладываются» ПО разрядам, классам. Между этими классами выявляются закономерные связи, определяется место того или иного класса среди других и т.п. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.

Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в букваль­ном смысле сводились все иные типы деятельности.

Духовная деятельность связана с производством духовных ценностей и изменением сознания людей. В нее входит познавательная, нравственная, эстетическая, художественная, религиозная деятельность.

Духовная деятельность имеет свою специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материаль­ное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. В качестве принятой системы классификации духовной деятельности выступает понятие общественного сознания.

Практическая деятельность носит предметный характер, она всегда имеет дело с предметами, которые претерпевают различные преобразования в ходе этой деятельности, приобретая свойства, необходимые для удовлетворения потребностей людей. По своему строению предметная деятельность представляет собой единство интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности.

Интеллектуальная деятельность есть получение и целесообразное оперирование возможным знанием, любой информацией, отражающей свойства предметов, при относительном абстрагировании от влияния на нее потребностей и интересов человека. Начиная с познания, она не останавливается на нем, а преобразует полученные знания и завершается этапом практики, результат которой — готовый продукт, способный удовлетворить ту или иную потребность людей.

Интеллектуальная деятельность осуществляется в неразрывной связи с эмоциональной деятельностью. Это обусловлено тем, что для достижения своих целей субъект не только конструирует и познает предмет своей деятельности, но и оценивает его с точки зрения потребностей и интересов людей в процессе эмоциональной деятельности.

Еще одним важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент общественной жизни — человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных между собой формах: общественное производство человека и его индивидуальное самопроизводство.

Организационная деятельность представляет собой систему существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование. Организационная деятельность предполагает, во-первых, установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но и между людьми и предметами. Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связанный не только с установлением и обеспече­нием связей, но и регулирующий их. В качестве субъектов управленческой деятельности выступают не только люди, но и созданные обществом институты управления: государство, партии, общественные организации

Все эти виды деятельности связаны между собой, Например, проведению реформ (социально-преобразовательная деятельность) должен предшествовать анализ возможных последствий (прогностическая деятельность). Материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию науки, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

Помимо перечисленных выделяют деятельность трудовую, творческую, потребительскую, досуговую, образовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил) и др. Как и в предшествующей классификации, выделение этих типов условно.

В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой — города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечение больных и воспитание детей. Что касается разрушительной деятельности, то, прежде всего, это войны, и по мере развития научно-технического прогресса их разрушительная сила возрастает многократно. Выделим специфические характеристики деятельности:

— Деятельность носит целенаправленный характер, т. е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

— Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

— Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

— Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

— Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

— Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Рассматривая взаимосвязь потребностей и деятельности, необходимо отметить ее неразрывный характер. Деятельность, с одной стороны, определена потребностями и интересами человека, а с другой — служит средством удовлетворения его потребностей. Поэтому можно сказать, что основой структуры человеческой деятельности и определяющим элементом в природе человеческой деятельности являются потребности людей.

Потребность выражает объективную необходимость всякого живого существа в веществе, энергии и информации из окружающей среды как определенных предметах их потребления и во внутренних условиях для поддержания своего существования и развития.

Удовлетворение потребности означает включение предмета или явления, имеющего определенные свойства, в систему жизнедеятельности субъекта в качестве необходимого элемента, устраняющего противоречие.

Деятельность людей по удовлетворению потребностей будет успешной в той мере, в какой руководствуется сознанием, адекватно отражающим подлинные потребности. И, наоборот, она будет менее успешной или безуспешной, если определяется сознанием, которое искаженно, неадекватно отражает потребности.

Потребности общества — первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Противоречивое взаимоотношение деятельности и потребностей — источник развития как деятельности, так и потребностей. Удовлетворение потребности и само действие по ее удовлетворению рождают новые потребности.

Таким образом, потребности и деятельность взаимосвязаны. Потребности человека удовлетворяются в процессе деятельности и являются ее первопричиной.

Кроме потребностей регуляторами человеческой деятельности являются ценности, которые неразрывно связаны с потребностями.

Кроме потребностей и ценностей детерминация человеческой деятельности осуществляется посредством мотивов и стимулов — таких факторов, которые представляют собой сложное и противоречивое единство объективных и субъективных сторон детерминации.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Под интересом понимается осознанная потребность в единстве с предметом и условиями ее удовлетворения.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются ценностные ориентации, в которых зафиксировано избирательное отношение человека к определенным социальным объектам (материальным и духовным благам), предрасположенность к определенному образу жизни и деятельности.

Речь идет о ценностях, на которые ориентируются люди, которые выступают основаниями для мотивации деятельности. Например, в зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Однако в деятельности проявляется и бессознательное, то, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. В психологии под бессознательным понимают состояния, в которых человек не отдает себе отчета. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Человеку, испытывающему состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Многие ученые считают, что влечение — это начальный этап формирования мотивов человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам.

Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные,

Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью, Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональное действие связано с осознанным определением своей ценностной направленности и последовательно проводимой ориентацией на нее. Смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим понятиям о ценностях; долге, достоинстве, красоте, религиозных верованиях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально «душевное волнение». Психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т.п. Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится скоропалительно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.п.

Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Например, нехватка какого-либо нужного продукта вызывает у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта.

Совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Путь к эффективному управлению человеческой деятельностью лежит через понимание потребностей человека и его мотивации. Адекватное познание законов строения, функционирования и развития процессов стимулирования и мотивации является необходимой и существенной предпосылкой рациональной организации В эффективного совершенствования человеческой деятельности на всех ее этапах и во всех ее формах.

Как известно, сервис является деятельностью по удовлетворению потребностей клиента путем оказания услуг. Поэтому можно предположить, что структура сервисной деятельности в ее развитых формах будет выражать структуру потребностей человека. Между потребностями и услугами существует сложная взаимосвязь, которая имеет длительную историю, вплетающуюся в историю общества в целом. В историческом развитии человека и его потребностей прослеживается ряд закономерностей. В своих наиболее развитых проявлениях они действуют в сфере услуг современного общества.

Приведенные нами определения основных понятий теории потребностей являются исходным теоретическим каркасом, позволяющим проследить главные этапы развития представлений о человеке и человеческих потребностях в истории цивилизации.

Источник:
Взаимосвязь потребностей и деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
http://studopedia.ru/2_10242_vzaimosvyaz-potrebnostey-i-deyatelnosti.html

Как права человека связаны с его потребностями

Потре?бность, нужда? — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов [1] .

Потре?бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью [1] .

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального) [2] , которые являются побудителями и мотивацией активности человека. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера человека.

Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования [3] .

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии [1] :

  • с культурным уровнем и личностью индивида
  • с историческими, географическими и другими факторами страны или региона

Врождённый драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма [1] .

Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага [4] .

Степенью удовлетворения определённых потребностей человека является благосостояние [5] .

Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение [1] .

Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений) [6] .

Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение [7] .

Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация [8] .

Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека [9] .

Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

Потребности растительных форм жизни минимальны — для жизнедеятельности и построения своих тел им, в большинстве случаев, необходимы — свет, вода и минеральный субстрат.

Потребности животных более сложны. Однако в большинстве случаев, биологическую основу потребностей животных можно свести к базовым инстинктам живой материи — питание, сон, размножение, страх (или замещающие в его отсутствие другие чувства).

Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счёт общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А. А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у неё произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорождённый — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.

Различные учёные по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:

При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворённости, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с её предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определённой, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).

Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив ещё определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.

В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:

  1. первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
  2. быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем её предмете

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1] :

  • по сферам деятельности:
    • потребности труда
    • познания
    • общения
    • отдыха
  • по объекту потребностей:
    • материальные
    • биологические
    • социальные
    • духовные
    • этические
    • эстетические и др.
  • по значимости:
    • доминирующие/второстепенные
    • центральные/периферические
  • по временной устойчивости:
    • устойчивые
    • ситуативные
  • по функциональной роли:
    • естественные
    • обусловленные культурой
  • по субъекту потребностей:
    • групповые
    • индивидуальные
    • коллективные
    • общественные

Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности.

Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил [10] .

Список мотивационных факторов Гилфорда

  1. факторы, соответствующие органическим потребностям:
    1. голод,
    2. общая активность;
  2. потребности, относящиеся к условиям среды
    1. потребность в комфорте, приятном окружении,
    2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
    3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
  3. потребности, связанные с работой:
    1. честолюбие,
    2. упорство,
    3. выносливость;
  4. потребности, связанные с социальным положением:
    1. потребность в свободе,
    2. независимость,
    3. конформизм,
    4. честность.
  5. социальные потребности:
    1. потребность находиться среди людей,
    2. потребность угождать,
    3. потребность в дисциплине,
    4. агрессивность;
  6. общие интересы:
    1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
    2. потребность в развлечениях.

Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей [11] :

  1. акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
  2. альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
  3. гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
  4. глорические (потребность в признании собственной значимости),
  5. гностические (потребность в познании),
  6. коммуникативные (потребность в общении),
  7. праксические (потребность в результативности усилия),
  8. пугнические (потребность в соревновании),
  9. романтические (потребность в необычном, неизведанном),
  10. эстетические (потребность в прекрасном).

Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:

Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность.

  • биологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
  • материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
  • социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
  • духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
  • этические,
  • эстетические,
  • другие;
  • доминирующие/второстепенные,
  • центральные/периферические,
  • устойчивые/ситуативные;

Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

  • врождённые;
  • простые приобретённые;
  • сложные приобретённые.

Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).

  • индивидуальные,
  • групповые,
  • коллективные,
  • общественные.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям.

Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

  • К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
  • К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании.
  • Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к низменным витальным.

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.

Источник:
Как права человека связаны с его потребностями
Потре?бность, нужда? — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов [1] . Потре?бность —
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Лицам с особыми потребностями

Недостаток здоровья – это потеря или отклонения анатомической, физиологической или психической структуры или функции человека, которая совместно с другими затруднениями в отношениях и среде препятствует участию в общественной жизни на равных с другими лицами условиях.

Государство платит человеку с особыми потребностями социальные пособия, если у лица возникают дополнительные расходы в связи с его состоянием здоровья, например, необходимы вспомогательные средства, уход, реабилитация, или дополнительные расходы связаны с транспортом, работой или обучением.

Цель выплаты социальных пособий лицам с особыми потребностями – поддержка самостоятельной способности лица справляться со своими повседневными задачами, его социальной интеграции и равных возможностей посредством частичного возмещения дополнительных расходов, вызванных недостатками здоровья.

Задача социального обеспечения – предоставить лицу с особыми потребностями или его семье помощь для предотвращения, устранения или облегчения затруднений с выполнением повседневных задач, а также способствовать социальной безопасности, развитию и адаптации в обществе лиц с особыми потребностями.

Существует три степени тяжести недостатка здоровья: глубокая, тяжелая и средняя.

У ребенка (в возрасте до 16 лет) и у лица, находящегося в возрасте получения пенсии по старости, степень тяжести недостатка здоровья определяется исходя из потребностей в посторонней помощи, инструктаже или надзоре следующим образом:

  • средняя, если человек нуждается в регулярной посторонней помощи или инструктаже вне места своего проживания не менее раза в неделю.

У трудоспособного человека (в возрасте от 16 лет до достижения возраста получения пенсии по старости степень тяжести недостатка здоровья определяется исходя из ограничений при осуществлении повседневной деятельности и общественной жизни следующим образом:

  • глубокая, если повседневная деятельность человека или его участие в общественной жизни полностью стеснены;
  • тяжелая, если повседневная деятельность человека или его участие в общественной жизни ограничены;
  • средняя, если в своей повседневной деятельности или при участии в общественной жизни человек сталкивается с трудностями.

Услуги, которые оказывают местные самоуправления (ЭСТ):

До начала поисков работы необходимо продумать, какую работу человек желает найти, на что он способен, каковы его предыдущий опыт работы и образование, какие рабочие задания ему бы понравились, а какие – нет. Например, можно продумать, желает ли он работать в коллективе или заниматься скорее индивидуальной деятельностью, подходят ли ему однообразные рабочие задачи или он желает выполнять скорее разнообразные задания. Кроме того, человек должен решить, где может находиться его место работы (должно ли оно находиться рядом с домом, или это неважно, будет ли он готов ради нового места работы на значительные изменения в жизни – например, сменить место жительства, или же работу должно быть возможно выполнять дома и т. д.).

Лицо с особыми потребностями должно взвесить различные варианты работы. Например, если у него есть опыт, что работа на полную ставку ему не подходит, то нет смысла сомневаться, а стоит задуматься о том, что можно работать и на частичной ставке, по гибкому графику, дома и т. д.

Когда станет понятно, какую работу хочет найти человек, стоит сначала спросить у близких, друзей и знакомых о возможных вакансиях. Специалисты, занимающиеся подбором персонала, утверждают, что около 80% рабочих мест находят именно по знакомству.

Можно искать работу также с помощью предприятий, занимающихся подбором персонала. Некоторые агентства сделали поиск работы очень простым, позволяя искать работу по интернету.

Необходимо самостоятельно изучать также вакансии, предлагаемые в газетах (как в местных, так и общегосударственных).

Кроме того, для поиска работы можно обратиться в местное отделение Кассы по безработице.

Касса по безработице может оказывать услуги, поддерживающие и упрощающие поиски подходящей работы. Для этого необходимо предварительно зарегистрироваться как лицо, ищущее работу или безработное лицо. Разница между двумя видами регистрации состоит в разнообразии предлагаемых услуг. Как безработному, так и лицу, ищущему работу, предоставляется информация о ситуации на рынке труда и вакансиях, а также оказывается посредничество при поиске рабочих мест.

Кроме этого, безработный имеет право на получение:

  • карьерной консультации, которая помогает выяснить предпочтения человека в отношении выполнения какого-либо вида работ;
  • образование по вопросам рынка труда для получения или углубления как базовых, так и профессиональных знаний (продолжительность обучения может составлять до 1 года);
  • рабочей практики, которая осуществляется в случае если человек получил теоретические знания, однако у него отсутствует практический опыт работы, или произошло обновление технологии и необходимо практическое обучение (продолжительность практики составляет до 4 месяцев в зависимости от сложности задачи);
  • трудовой адаптации, которая, прежде всего, подходит людям, которые долгое время или никогда не работали; и т. д.

Помимо указанных выше услуг есть и другие услуги, которые Касса по безработице может оказывать безработным. Так, к примеру, лицу с особыми потребностями можно предлагать услуги, которые помогают при найме на работу преодолеть затруднения, вызванные недостатками здоровья. При освоении трудовых задач и адаптации в рабочую среду можно получать помощь опорного лица. При необходимости консультант Кассы по безработице или специалист какой-либо другой профессии (например, переводчик с языка жестов) может помочь при общении на собеседовании (помочь может также близкий человек безработного). Касса по безработице может предоставить необходимое для работы техническое средство или частично возместить работодателю адаптацию рабочих помещений и средств, обеспечивающую доступ лица с особыми потребностями к рабочему месту.

Более подробную информацию о предлагаемых услугах можно получить на сайте Кассы по безработице или по информационному телефону 15501.

Источник:
Лицам с особыми потребностями
Недостаток здоровья – это потеря или отклонения анатомической, физиологической или психической структуры или функции человека, которая совместно с другими затруднениями в отношениях и среде
http://www.sm.ee/ru/licam-s-osobymi-potrebnostyami

Права человека

Права? челове?ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека [1] [2] [3] [4] [5] . В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права? и свобо?ды челове?ка и граждани?на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

В странах-членах ОБСЕ вопросы прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства [6] .

Естественно-правовой тип правопонимания, в отличие от позитивизма, отрицающего наличие у права сущностных признаков и ориентированного на изучение права лишь на уровне явления, исходит из представления о наличии некоего идеального сущностного критерия, позволяющего оценивать правовую природу позитивного права. В XX веке с его революциями, мировыми войнами, взлётом и крахом тоталитаризма потребность в таком идеальном, абстрактно-теоретическом критерии для оценки законодательства и практики его применения стала как никогда актуальной. Это способствовало возрождению идей и ценностей естественно-правового подхода к правопониманию.

Философский тип правопонимания, в отличие от естественно-правового, состоит в иной трактовке ключевой проблемы философии — проблемы различения и соотношения сущности и явления. Философский тип правопонимания отличается от философского подхода к праву. Он ориентирован на познание сущности права как особого социального явления и оценку позитивного права с точки зрения этого сущностного критерия.

Важность правовых концепций юриспруденции для изучения теории прав человека может проиллюстрировать выдержка из краткого курса лекций по правам человека, написанного О. А. Кудиновым: «Выбирая научную литературу, следует иметь в виду, что современное российское правоведение не освободилось от груза марксистско-ленинского тоталитаризма. Многие работы последних лет написаны с позиции лженаучной, антиправовой доктрины классовой борьбы, являющейся антиподом права».

Сложность в определении предмета прав человека заключается в том, что они (права человека) включают в себя, с одной стороны, объективные принципы, которые сложились путём развития мировой истории человечества и на которых базируются демократические правовые системы и государство в целом, но в то же время права человека — это непосредственно принадлежащие личности как субъекту в правовом смысле права. То есть во втором смысле права человека предстают как непосредственный комплекс прав личности, принадлежащий ей от рождения, коими она самостоятельно распоряжается и которые постоянно развиваются.

Всё же более приемлемое определение прав человека, несмотря на неоднозначность в юридической литературе, приводит Е. А. Лукашева, говоря, что «под правами человека понимаются определённые, нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами», а предметом данной науки является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального бытия — права человека».

Истоки развития прав человека в Европе можно проследить в документе «Двенадцать статей» 1525 года, манифесте Реформации и Крестьянской войны в Германии, составлявшего часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера, изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника [12] ; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке, когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.

Впоследствии, в начале XVII века, баптистские теологи, в том числе Дж. Смит, Т. Хелвис и Р. Уильямс, писали трактаты, в которых активно выступали за свободу совести [13] . Их идеи оказали влияние на взгляды Дж. Мильтона и Дж. Локка о религиозной терпимости [14] [15] . Кроме того, в формировавшихся тогда американских колониях — Род-Айленде, Коннектикуте, Пенсильвании — складывались условия для поддержки свободы вероисповедания, и в них находили убежище разнообразные религиозные меньшинства [16] [17] [18] . Декларация о независимости, Конституция США и американский Билль о правах затем оформили и закрепили соответствующие традиции юридически [19] . Перечисленные документы, вдохновленные американской революцией, оказали влияние в том числе и на Всеобщую декларацию прав человека ООН [20] .

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали качественный скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Начиная с 1950 года, ежегодно 10-е декабря отмечается как международный День прав человека.

Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Главное отличие этой Конвенции от иных международных договоров в области прав человека: создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека.

В 1966 году под эгидой ООН приняты «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Эти и последующие международные соглашения утвердили международный стандарт прав человека и гражданина и гарантии обеспечения этих прав, с целью инкорпорации (отражения) в конституционном строе государств-участников. Он не является исчерпывающим: «включение одних прав не означает умаление, а тем более отрицание других прав и свобод человека и гражданина».

Помимо перечисленных в международном стандарте прав человека, в национальных системах права список прав человека и гражданина нередко дополняется новыми положениями. Например, в России — правом на благоприятную окружающую среду [21] , правом на информацию [22] и др.

Идея равенства людей своими корнями уходит в глубину веков. Но потребовались столетия для запрета дискриминации групп людей по тому или иному признаку.

Как и в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, во Всеобщей декларации прав человека провозглашалось, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.

Однако дополнительно отмечалось:

каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами (провозглашёнными Декларацией) без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Особого внимания в этом отношении требуют женщины. Впервые вопрос о равенстве прав мужчины и женщины стал решаться идеологами Великой французской революции. В 1791 году был принят Закон о женском образовании и предоставлены некоторые гражданские права. Но в годы Термидорианской реакции эти позиции были потеснены. В конце XIX — начале XX вв. в Германии распространилась теория «трех К» — Kinder, Kuche, Kirche (дети, кухня, церковь), но параллельно развивались и другие направления общественного мнения. В Великобритании в 1847 году принят Закон о 10-часовом рабочем дне для женщины и открыт доступ к профессии учителя. В США с 1848 года замужние женщины получали право на собственность, а с 1880 года — возможность быть членами профсоюзов. Избирательным правом впервые воспользовались женщины Новой Зеландии в 1893 году.

Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.

Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов — таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени [23] .

Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.

Право — это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.

Категории права существуют в трёх основных видах: неотъемлемые права (базовые), временно-неотъемлемые и полностью отъемлемые.

В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные права являются правами каждого, и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, относят:

  • Равенство перед законом — отсутствие сословий;
  • Свобода совести — право иметь любые убеждения, в том числе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
  • Свобода слова и печати — запрет цензуры;
  • Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении, так и под открытым небом;
  • Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения;
  • Свобода стачек;
  • Право обращений.
  • Право принимать участие в управлении своей страной

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. [ источник не указан 2460 дней ] К социально-экономическим правам относятся:

  • Трудовые права (право на труд и свободу труда);
  • Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
  • Право на социальное обеспечение;
  • Право на жилище;
  • Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  • Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;
  • Право на образование;
  • Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
  • Свобода преподавания.

Источник:
Права человека
Права? челове?ка — такие правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека [1] [2] [3] [4] [5] . В своей совокупности основные права образуют
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0

COMMENTS