Лексическое значение слова мужество

Значение ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА в Словаре лингвистических терминов

Значение ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА в Словаре лингвистических терминов

Содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем лексического значения является основа слова.

Номинативное (прямое) значение с л 6-в а. Лексическое значение, непосредственно связанное с отражением в сознании предметов, явлений, отношений объективной действительности. Нож (название предмета), красивый (название качества), читать (название действия), десять (название числа), быстро (название признака действия). Слова, имеющие номинативное значение, образуют свободные словосочетания.

Фразеологически связанное значение слов а. Лексическое значение, существующее или приобретаемое только в составе фразеологической единицы. Прилагательное чреватый в значении “способный вызвать, породить что-либо” реализует это значение во фразеологизме чреватый последствиями. Во фразеологическом обороте us огня да в полымя оба существительных приобретают значение “неприятность»

Синтаксически обусловленное значение слова. Лексическое значение, приобретаемое словом только в определенной синтаксической функции. Существительное указ в функции сказуемого с отрицанием не приобретает значение ^не может служить авторитетом, основанием, указанием для кого-либо» Самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает (Добролюбов).

Лексическое значение складывается из вещественного значения, носителем которого является корень слова (непроизводная основа), и деривационного значения, выражаемого словообразовательными аффиксами. Значение “маленький дом” в слове домик складывается из вещественного (предметного) значения, заключенного в корне дом-, и деривационного значения, выражаемого суффиксом реального уменьшения -ик. В словах с непроизводной основой лексическое и вещественное значения совпадают. см. вещественное значение , деривационное значение .

Источник:
Значение ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА в Словаре лингвистических терминов
Содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем лексического значения является основа слова.. Номинативное (прямое) значение с л.
http://slovar.cc/rus/term/1464195.html

Конспект урока Слово

Конспект урока «Слово. Лексическое и грамматическое значение слова»

Дата: ___________

Класс: __________

Тема: Слово, его лексическое и грамматическое значение.

Тип урока: изучение нового материала

  1. совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
  2. формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём;
  3. воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Ход урока.

I. Организационный этап: Приветствие. Психологический настрой.

— А это моё настроение Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка — настроение — вера в себя — результат. Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок! … Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

— Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:

Синтаксис и пунктуация, Фонетика, Орфоэпия, Орфография, Морфемика, Этимология, Лексика, Лексикон, Морфология, фразеология, словообразование, стилистика, Культура речи (раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах)

III. Изучение нового материала: И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…

Записываю на доске:

Случалось ли с вами, что кто-то когда-то вас перепутал с другим человеком? Почему это произошло? Расскажите, как это объяснил тот, кто ошибся?

А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос;

Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (правописание зависит от лексического значения слова)

Грамматическое значение слова — это характеристика его как элемента определенного грамматического класса (например,стол — существительное мужского рода), как элемента словоизменительного ряда (стол, стола, столу

Давайте сформулируем тему урока «Слово и его лексическое и грамматическое значение»

— Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?

— Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)

— Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

(обратимся к учебнику)

После чтения текста беседа:

— Какая информация вам была знакома?

— Какие новые сведения вы для себя отметили?

— Все ли понятно? Какие появились вопросы?

— Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Итог урока:

Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? — Какие самостоятельные части речи вам известны? Перечислите. — Расскажите, что нужно сделать, чтобы определить часть речи?

Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока. Синквейн урока.

Рефлексия.

Федорова Анастасия Ивановна, 23.02.2017

Источник:
Конспект урока Слово
Дата: ___________ Класс: __________ Тема: Слово, его лексическое и грамматическое значение. Тип урока: изучение нового материала Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формирование представления о способах определения лексического значения сл
http://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-slovo-lieksichieskoie-i-ghrammatichieskoie-znachieniie-slova.html

Лексическое значение слова

Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?

Я люблю салат из свеклЫ с орехами.

Приятель звОнит мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.

А ну, ложь книгу на место!

Ихний дом построен недавно.

А как сказать правильно?

А вот так правильно!

Я люблю салат из свЁклы с орехами.

Приятель звонИт мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в каталОг.

А ну, положи книгу на место!

Их дом построен недавно.

Что изучает Синтаксис?

Словосочетание и предложение.

Что изучает Фонетика?

Что изучает Морфемика?

Состав слова. Однокоренные слова, окончание, корень, суффикс, приставки.

Что изучает Лексика?

Лексический состав языка.

Лексическое значение слова

Правильно ли говорит наш старый знакомый Винни Пух?

Я люблю салат из свеклЫ с орехами.

Приятель звОнит мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в катАлог.

А ну, ложь книгу на место!

Ихний дом построен недавно.

А как сказать правильно?

А вот так правильно!

Я люблю салат из свЁклы с орехами.

Приятель звонИт мне каждый вечер.

Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в каталОг.

А ну, положи книгу на место!

Их дом построен недавно.

  • Что изучает Синтаксис?

Словосочетание и предложение.

Состав слова. Однокоренные слова, окончание, корень, суффикс, приставки.

Лексический состав языка.

  • Определите устно морфемный состав и произведите фонетический разбор указанных слов:

доверчивый, причёска, мельник, конь.

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол

Шапка – это шапка,

А я придумал слово.

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Вот прыгает и скачет

И ничего не значит

А это стихотворение Елены Токмаковой очень любит Винни Пух. Наверное, из-за замечательного слова «плим». Как вы думаете, есть у этого слова лексическое значение?

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.

И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение.

  • Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, «нерусских» слов.

  • В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.

Владимир Иванович Даль

  • В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является

17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение

120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

  • ЛЕКСИКА, -и; ж. [от греч. lexikos — словарный, словесный].

Совокупность слов какого-л. языка, диалекта или речи отдельного человека; словарный состав чего-л., кого-л. Русская л. Диалектная л. Профессиональная л. Л. Пушкина.

  • ЛЕКСИКОН, -а; м. [греч. lexikon]

1. Устар. Словарь (обычно иностранных слов).

2. Запас слов и выражений, свойственный кому-, чему-л., характерный для кого-, чего-л.; лексика. Это слова из его лексикона. Бедный л. у кого-л. // Жаргон. Молодёжный л. Своеобразный артистический л.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют.

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной. И. Бунин

  • БАГРЯ?НЫЙ, -ая, -ое.

Ярко-красный . Б-ое солнце.

Б. стяг. * Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).

  • ЛИЛО?ВЫЙ, -ая, -ое. [от франц. lilas]

Светло-фиолетовый, имеющий цвет сирени или фиалки . Л. колокольчик.

  • Крупное лиственное дерево.
  • Большое хвойное дерево с короткими иголками.
  • Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку.
  • Южное дерево с крупными оранжевыми плодами.
  • Дерево с ягодами темно-красного цвета.
  • Фруктовое дерево с круглыми плодами .

Источник:
Лексическое значение слова
В данной презентации представлен материал для повторения фонетики, синтаксиса, морфологии и морфемики. В доступной игровой форме дается понятие о лексическом значении слова и способах его выражения.
http://videouroki.net/razrabotki/leksicheskoe-znachenie-slova.html

Лексическое значение слова и понятие

Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Из знаменательных частей речи лишены номинативной функции местоимения и модальные слова. Первые лишь указывают на предметы или их признаки: я, ты, такой, столько; они получают конкретное значение в речи, но не могут служить обобщенным наименованием ряда однотипных предметов, признаков или количества. Вторые выражают отношение говорящего к высказываемой мысли: Наверное, уже пришла почта.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) также не выполняют номинативной функции, т. е. не называют предметы, признаки, действия, а используются как формально-грамматические языковые средства.

Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология) (гр. sЇemasia — обозначение + logos — учение). Грамматические значения слова рассматриваются в грамматике современного русского языка.

Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования. Слова указывают на реальные предметы, на наше отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира. Эта связь слова с явлениями реальной действительности (денотатами) носит нелингвистический характер, и тем не менее является важнейшим фактором в определении природы слова как знаковой единицы.

Слова называют не только конкретные предметы, которые можно увидеть, услышать или осязать в данный момент, но и понятия об этих предметах, возникающие у нас в сознании.

Понятие — это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Такими признаками могут быть форма предмета, его функция, цвет, размер, сходство или различие с другим предметом и т. д. Понятие является результатом обобщения массы единичных явлений, в процессе которого человек отвлекается от несущественных признаков, сосредоточиваясь на главных, основных. Без такого абстрагирования, т. е. без абстрактных представлений, невозможно человеческое мышление.

Понятия формируются и закрепляются в нашем сознании с помощью слов. Связь слов с понятием (сигнификативный фактор) делает слово орудием человеческого мышления. Без способности слова называть понятие не было бы и самого языка. Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков. Так, чтобы выделить из множества людей одного и назвать любого, мы пользуемся словом человек. Для обозначения всего богатства и разнообразия красок живой природы есть слова красный, желтый, синий, зеленый и т. д. Перемещение в пространстве различных предметов выражается словом идет (человек, поезд, автобус, ледокол и даже — лед, дождь, снег и под.).

Толковые словари русского языка наиболее емко отражают системные связи слов. Они представляют собой разной степени полноты и точности перечни слов, из которых состоит лексическая система во всем многообразии и сложности ее функционирования в языке. Так, слово остров не указывает на географическое положение, величину, название, форму, фауну, флору какого-либо конкретного острова, поэтому, отвлекаясь от этих частных признаков, мы называем этим словом любую часть суши, со всех сторон окруженную водой (в океане, море, на озере, реке) Таким образом, в словах закрепляются те существенные особенности и свойства предметов, которые позволяют отличать целый класс предметов от других классов.

Однако не все слова называют какое-либо понятие. Их не способны выражать союзы, частицы, предлоги, междометия, местоимения, собственные имена. О последних следует сказать особо.

Есть имена собственные, называющие единичные понятия. Это имена выдающихся людей (Шекспир, Данте, Лев Толстой, Шаляпин, Рахманинов), географические названия (Волга, Байкал, Альпы, Америка). По своей природе они не могут быть обобщением и вызывают мысль о предмете, единственном в своем роде.

Личные имена людей (Александр, Дмитрий), фамилии (Голубев, Давыдов), напротив, не рождают в нашем сознании определенного представления о человеке.

Нарицательные же существительные (историк, инженер, зять) по различительным признакам профессий, степени родства позволяют составить какое-то представление о людях, названных этими словами.

Клички животных могут приближаться к обобщенным наименованиям. Так, если коня зовут Буланый, это указывает на его пол и масть, Белкой обычно называют животных, имеющих белую шерсть (хотя так можно назвать и кошку, и собаку, и козу). Так что разные клички по-разному соотносятся с обобщенными наименованиями.

Лексическим значением cлова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Из знаменательных частей речи лишены номинативной функции местоимения и модальные слова. Первые лишь указывают на предметы или их признаки: я, ты, такой, столько; они получают конкретное значение в речи, но не могут служить обобщенным наименованием ряда однотипных предметов, признаков или количества. Вторые выражают отношение говорящего к высказываемой мысли: Наверное, уже пришла почта.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) также не выполняют номинативной функции, т. е. не называют предметы, признаки, действия, а используются как формально-грамматические языковые средства.

Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология) (гр. semasia — обозначение + logos — учение).

Грамматические значения слова рассматриваются в грамматике современного русского языка.

Все предметы и явления действительности имеют в языке свои наименования. Слова указывают на реальные предметы, на наше отношение к ним, возникшее в процессе познания окружающего нас мира. Эта связь слова с явлениями реальной действительности (денотатами) носит нелингвистический характер, и тем не менее является важнейшим фактором в определении природы слова как знаковой единицы.

Слова называют не только конкретные предметы, которые можно увидеть, услышать или осязать в данный момент, но и понятия об этих предметах, возникающие у нас в сознании.

Понятие — это отражение в сознании людей общих и существенных признаков явлений действительности, представлений об их свойствах. Такими признаками могут быть форма предмета, его функция, цвет, размер, сходство или различие с другим предметом и т. д. Понятие является результатом обобщения массы единичных явлений, в процессе которого человек отвлекается от несущественных признаков, сосредоточиваясь на главных, основных. Без такого абстрагирования, т. е. без абстрактных представлений, невозможно человеческое мышление.

Понятия формируются и закрепляются в нашем сознании с помощью слов. Связь слов с понятием (сигнификативный фактор) делает слово орудием человеческого мышления. Без способности слова называть понятие не было бы и самого языка. Обозначение словами понятий позволяет нам обходиться сравнительно небольшим количеством языковых знаков. Так, чтобы выделить из множества людей одного и назвать любого, мы пользуемся словом человек. Для обозначения всего богатства и разнообразия красок живой природы есть слова красный, желтый, синий, зеленый и т. д. Перемещение в пространстве различных предметов выражается словом идет (человек, поезд, автобус, ледокол и даже — лед, дождь, снег и т. п

Однако не все слова называют какое-либо понятие. Их не способны выражать союзы, частицы, предлоги, междометия, местоимения, собственные имена. О последних следует сказать особо.

Есть имена собственные, называющие единичные понятия. Это имена выдающихся людей (Шекспир, Данте, Лев Толстой, Шаляпин, Рахманинов), географические названия (Волга, Байкал, Альпы, Америка). По своей природе они не могут быть обобщением и вызывают мысль о предмете, единственном в своем роде.

Личные имена людей (Александр, Дмитрий), фамилии (Голубев, Давыдов), напротив, не рождают в нашем сознании определенного представления о человеке. Нарицательные же существительные (историк, инженер, зять) по различительным признакам профессий, степени родства позволяют составить какое-то представление о людях, названных этими словами.

Клички животных могут приближаться к обобщенным наименованиям. Так, если коня зовут Буланый, это указывает на его пол и масть, Белкой обычно называют животных, имеющих белую шерсть (хотя так можно назвать и кошку, и собаку, и козу). Так что разные клички по-разному соотносятся с обобщенными наименованиями.

Внутренняя форма слова – это признак, который составляет основу наименования. В основу наименования слова кукушка положен признак характерного крика, хотя кукушка может быть охарактеризована с разных сторон – размера, цвета, формы. Разная внутренняя форма может обнаруживаться у слов, именующих один и тот же предмет. Так, в русском литературном языке и в диалектах для обозначения одуванчика есть слова одуванчик, пухлянка, летучка, молочник. Все четыре слова имеют одну понятийную основу, однако внутренняя форма, мотивирующая каждое название, оказывается неодинаковой. В первом случае мотивирующим признаком является действие «дуть» во-втором -–признак формы, в третьем слове название опирается на мотивирующий признак «то, что может летать», и в четвертом слове внутренняя форма указывает на сходство сока этого растения с молоком.

Мотивирующий признак, положенный в основу наименования, может быть разного типа. Он может основываться на звукоподражании: хихикать, гавкать, рычать, квакать. Другие типы внутренней формы наблюдаются в производных словах и словах с переносным значением. В производных словах внутренняя форма проявляется в сопоставлении с однокорневыми словами: летчик- человек, который летает». Переносное значение мотивируется другими значениями того же многозначного слова: Он рыба , а не человек. В этом примере значение слова рыба – «холодный, неэмоциональный, равнодушный» мотивируется прямым значением слова.

Указанные типы мотивированности называют соответственно фонетической, словообразовательной и семантической мотивированностью.

Внутренняя форма слова со временем исчезает и, наоборот, появляется у слов, которые ее не имели. Утрата внутренней формы связана со многими причинами: фонетическими изменениями, исчезновением слова, служившего основой мотивации, семантическими изменениями. Так, слово жердь исторически связано со словами городить, город, однако изменения, которые привели к фонетическим различиям в корнях этих слов, мешают осознанию этой связи.

Утрата мотивирующего слова приводит к утрате внутренней формы. Слова кольцо, около в современном русском языке не имеют внутренней формы, хотя в прошлом она у них была. Старая мотивированность опиралась на слово коло – «круг, колесо». С выходом из употребления слова коло мотивирующий признак, опирающийся на это слово, исчезает.

Семантические изменения, происходящие в лексическом значении, также отражаются на внутренней форме. Так, слово город когда-то соотносилось со словом городить, поскольку в древности города огораживались частоколом или крепостной стеной. Постепенно с изменением реалий лексическое значение утратило признак «имеющий ограду», и семантические связи между этими словами были нарушены.

Источник:
Лексическое значение слова и понятие
Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности. Из знаменательных частей
http://lektsii.org/6-72604.html

COMMENTS