Межэтнические отношения

Межэтнические отношения

В Кыргызстане формируется новая система управления межэтническими отношениями на центральном и местном уровнях.

В целях формирования общегражданской идентичности и обеспечения национального единства путем консолидации всех этнических сообществ при сохранении культурного наследия и воспитании толерантности принята Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в КР. Концепция утверждена Указом президента КР №74 от 10 апреля 2013 года.

Госагентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР реализует государственную политику в сфере межэтнических отношений. Достижение поставленных целей Концепции предполагает разработку и реализацию комплекса мер, направленных на укрепление государственности и законности, совершенствование работы органов государственной власти, местного самоуправления, поддержку инициатив гражданского общества, которые будут способствовать решению установленных задач и постконфликтному миростроительству.

Для реализации Концепции издано распоряжение Правительства от 30 октября 2013 года за №430-р, в котором был принят План первоочередных мероприятий по реализации Концепции на период 2013-2017 годы.

В свою очередь, для реализации Плана первоочередных мероприятий Агентство разработало Комплексный план действий на 2014 год.
В нем определены 5 приоритетных задач: создание системы раннего предупреждения и реагирования межэтнических межэтнических конфликтов, обеспечение национального единства через совершенствование межэтнических отношений, сохранение культурного наследия и этнического многообразия страны, воспитание гражданского патриотизма, толерантности и уважения к различиям через образование, информационную политику, расширение политического, социального и экономического участия.

В рамках выполнения задач по укреплению единства народа Кыргызстана и межэтнических отношений при Агентстве созданы Общественно-консультативный межэтнический совет в составе 33 человек, Экспертный совет в составе 10 человек, 22 Общественных приемных и Мониторинговый центр.

Предусмотрено развитие институтов «совета старейшин», молодежных организаций и женских советов как действенный механизм раннего предупреждения и предотвращения конфликтов на местном уровне.

В рамках Плана для реализации профилактических мероприятий по раннему предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов, с целью укрепления единства народа Агентством проводится определенная работа.

Так, с июня 2013 года реализуется комплекс совместных разъяснительных профилактических мероприятий в формате сельских сходов и круглых столов в полиэтнических сообществах с акцентом на южные регионы республики, Чуйской и Иссык-Кульской областей по раннему предупреждению и предотвращению возможных межэтнических конфликтов. Мероприятия организовываются совместно с райгосадминистрациями и органами МСУ.

В 2013 году была проведена серия обучающих тренингов и семинаров для сотрудников местных органов власти и лидеров местных полиэтнических сообществ в Сузакском и Джети-Огузском районах, где имелся потенциал конфликтогенности для повышения их квалификации по раннему предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов.

Агентством созданы и функционируют общественно-консультативные Советы по межэтническим отношениям при органах МСУ в полиэтнических сообществах Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской и Чуйской областей, в состав которых входят уважаемые и авторитетные личности местных сообществ, представители местного духовенства в лице казы вышеуказанных областей и города Ош. Мероприятия осуществляются с целью популяризации и ознакомления культуры и традиций народов Кыргызстана в формате культурных фестивалей и спортивных мирных игр путем эффективного взаимодействия органов местной власти, правопорядка, национальных и религиозных объединений для укрепления межэтнических отношений.

Источник:
Межэтнические отношения
В Кыргызстане формируется новая система управления межэтническими отношениями на центральном и местном уровнях. В целях формирования общегражданско…
http://gamsumo.gov.kg/ru/interethnic

Межэтнические отношения

Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность со стороны людей другой национальности? %

N = 1600 (кол-во респондентов)

Возможны ли в настоящее время в России массовые кровопролитные столкновения на национальной почве? %

N = 1600 (кол-во респондентов)

Возможны ли в настоящее время в том месте, где вы живете, кровавые столкновения на национальной почве?

N = 1600 (кол-во респондентов)

Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к людям другой национальности?

N = 1600 (кол-во респондентов)

Общественное мнение – 2008. – М.: Левада-Центр, 2008. – С. 123–140.

«Международные отношения» Контакты с заграницей и выезды за рубеж на матчи своей команды – важный элемент сегодняшнего фанатизма. До крушения социализма и распада СССР о выездах в другие страны можно было только мечтать. Хотя некоторые самые безбашенные фанаты еще в

§ 5. Семейные отношения в России «Семья в куче — не страшны и тучи» «В семье и каша гуще» Русские народные пословицы Среди самых важных традиционных ценностей для русского архетипа главная — семья[28] (58 % опрошенных). На втором месте по ценности здоровье, и только после

Жертвенные отношения Образцовое жертвоприношение предусматривает раздел между смертными и бессмертными мяса — пищи, которую люди предлагают богам и от которой не отказываются сами. О происхождении этого обряда существует внушающая доверие легенда, поскольку приводит

Семейные отношения Сохранившиеся до наших дней отдельные элементы брачной церемонии указывают, что первоначальная форма брака была заимствована, о том же свидетельствует и «Книга песен». Скорее всего, как устойчивая форма (в отличие от отношений, основанных на покупке

4. Брачные отношения Перейдем теперь к следующему этапу универсальной любовной истории и проанализируем узы брака, к которому пещерный человек эпохи эолита и человекообразная обезьяна приходят двумя параллельными путями. Что, собственно, означает брак у животных,

4. Брачные отношения Перейдем теперь к следующему этапу универсальной любовной истории и проанализируем узы брака, к которому пещерный человек эпохи эолита и человекообразная обезьяна приходят двумя параллельными путями. Что, собственно, означает брак у животных,

Глава 4. Супружеские отношения Гражданские войны не улучшили нравов, и царившая в обществе распущенность постоянно осуждалась протестантами. В 1562 году Тридентский собор, в соответствии с задачами Контрреформации, ужесточил брачные законы и утвердил священный характер

Источник:
Межэтнические отношения
Чувствуете ли вы в настоящее время враждебность со стороны людей другой национальности? % N = 1600 (кол-во респондентов) Возможны ли в настоящее время в России массовые кровопролитные
http://culture.wikireading.ru/70309

Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр

Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр. 1 из 4)

1. Отношения межгрупповые и межличностные

Межэтнические отношения могут быть проанализированы с разных точек зрения, поэтому изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки – культурантропология, политология, социология, экономика, история, психология. Мы же ограничимся лишь их социально-психологическим анализом.

Как уже отмечалось в первой части учебного пособия, психология межэтнических отношений занимает особое место среди ветвей этнопсихологии, так как является составной частью социальной психологии и лишь косвенно связана как с культурантропологаей, так и с остальными отраслями психологии. Не следует забывать, что не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям, психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрупповых отношений, на которые мы и будем ссылаться в этой части книги.

В мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемой нами области: термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое поведение», «межгрупловое взаимодействие» и даже «межгрупповой конфликт» употребляются почти как равнозначные. Термин «межгрупповой конфликт» не подходит для обозначения всей изучаемой области: хотя конфликтные отношения между группами – неотъемлемое свойство человеческого общества, такое же неотъемлемое свойство – сотрудничество и даже интеграция групп. Некоторые исследователи даже в самом конфликте выделяют две основные стадии – конфронтации и интеграции.

Не полностью отражают сферу наших интересов и термины «межгрупповое поведение» и «межгрупповое взаимодействие». Они подразумевают наблюдаемый компонент межгрупповых отношений, но не включают психологические процессы и явления, которые непосредственно не наблюдаются, но играют важную роль в жизнедеятельности индивидов и групп.

Например, предубеждения – негативные социальные установки (аттитюды) – не обязательно сопровождаются дискриминационным поведением. В социальной психологии давно установлено, что между аттитюдами и поведением существует расхождение, которое получило название «парадокса Лапьера» по фамилии автора знаменитого эксперимента, проведенного в 1934 г. в США. Обнаруженное расхождение заключалось в том, что персонал гостиниц и ресторанов оказывал радушный прием китайцам, путешествовавшим вместе с Лапьером по США, но очень многие ответы на письма с просьбой принять китайцев, разосланные исследователем через полгода, были отрицательными.

Из всех близких по значению понятий мы выбрали наиболее широкий термин – «межгрупповые отношения». С точки зрения здравого смысла кажется достаточно очевидным, что межгрупповые отношения – это отношения между группами, в том числе между этническими общностями, т.е. отношения, объектом и субъектом которых являются группы. Однако многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего – и даже исключительно – отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался и британский социальный психолог А.Тэшфел (1919–1982), который все отношения между людьми располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп (см. Tajfel , 1981).

Но при такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся межгрупповыми. Так как человек одновременно является членом многих групп, то хотя бы одна из его групповых принадлежностей будет отличаться от групповой принадлежности людей, с которыми он вступает в контакт: общаться могут люди одного возраста, одного пола, одной профессии, но если они идентифицируют себя с разными этносами, на их взаимодействие большое влияние будут оказывать как особенности двух групп, так и взаимоотношения между ними.

Даже семейный конфликт придется рассматривать как межэтнический, если муж и жена имеют разную национальность, и один из них в пылу ссоры прибегнет к последнему аргументу: «Все вы русские (татары, грузины и т.д.) такие – ленивые, глупые, жадные и т.п.»

На самом деле любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретают «личностную» окраску, что и порождает такой предмет исследования, как межличностные отношения. Строго говоря, «чистые» межличностные отношения, на которые не влияет принадлежность общающихся к каким-либо группам, можно представить лишь как полюс некоего теоретического континуума, на другом полюсе которого располагаются тоже межличностные отношения, но в максимальной степени подвергающиеся влиянию межгрупповых отношений. А подавляющее большинство случаев взаимоотношений между людьми находятся в разной степени отдаленности от полюсов. Одни и те же люди в одних обстоятельствах будут взаимодействовать в большей степени как индивиды, а в других – в большей степени как члены группы.

Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы. Так, члены групп этнических меньшинств часто считают, и во многих случаях совершенно обоснованно, что отношения к ним окружающих основано на восприятии их группового членства, а не личностных характеристик. Например, подавляющее большинство «нерусских» жителей Петербурга (71,6%), опрошенных в 1995 г., отметили, что сталкивались с антипатией к себе именно по национальным мотивам (см. Сикевич, 1996).

В максимальной степени межгрупповые отношения проявляются в отношениях межличностных, если группы находятся в состоянии конфликта. Люди старшего поколения, бывавшие в Прибалтике в советские времена, могут вспомнить, что иногда продавщицы в магазинах или прохожие на улицах «не понимали» обращенных к ним по-русски вопросов. Но приезжий из России осознавал, что продавщица, выросшая в многонациональном городе и окончившая советскую школу, просто не могла не знать русского языка. Отказ его использовать отражал сложные межгрупповые отношения и мог рассматриваться как проявление гражданского неповиновения эстонцев, латышей или литовцев, стремившихся к восстановлению государственной независимости.

Отсутствие единодушия при разграничении межгрупповых и межличностных отношений не случайно. Вполне вероятно, что многие психологи рассматривают межгрупповые отношения не как реальные отношения между группами, а как отношения между их членами из-за боязни «потерять» предмет исследования. Действительно, межгрупповые отношения, особенно отношения между этническими и другими большими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе, и поэтому составляют предмет изучения прежде всего не социальной психологии, а других наук – социологии, политологии и т.п. Но и у социальных психологов есть поле для деятельности, только их задача – изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей, прежде всего анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия .

Источник:
Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр
Отношения межгрупповые и межличностные. Психологические детерминанты межэтнических отношений. Социальная и этническая идентичность. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
http://mirznanii.com/a/173770/mezhetnicheskie-otnosheniya-i-kognitivnye-protsessy

Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр

Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр. 3 из 4)

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, понятие этнической идентичности, выделяют еще и ее поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» (Дробижева и др., 1996, с.296).

4. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности

В моделях, предложенных разными исследователями, используются самые разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности – этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными признаются, во-первых, этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах – своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры, и во-вторых, этническое самоназвание.

Первой формой этнической идентичности, возникшей у охотников и собирателей «предэтнических общин», историки первобытного общества считают «сознание родства по крови и по браку» (История первобытного общества, 1986, с.466). Эти два вида родства в ту эпоху не различались, фактическое родство не обособлялось от фиктивного, широко распространен был обычай адопции – не только детей, но и взрослых. Превалировали представления о единстве людей в настоящем времени, т.е. представления о горизонтальном родстве. Этническая идентичность была диффузной, этнические самоназвания не имели большого значения и могли время от времени меняться.

С переходом к оседлости и производящему хозяйству, появлением такой формы недвижимой собственности, как обработанная земля, общины стали все больше отличаться по образу жизни и уровню социально-экономического развития, что привело к их обособлению. В процессе межгруппового сравнения у некоторых племен просыпалась более четкая этническая идентичность. На смену представлений о горизонтальном родстве пришла вторая форма идентичности – осознание общности происхождения. Иными словами, формируется идея вертикального родства, которая проявляется: а) в мифах о происхождении народа в мифические времена от прародителей – культурных героев ; б) в культе предков – духов умерших в реальные времена представителей племени. Генеалогии в родоплеменном обществе могли состоять из десятков поколений, как у полинезийцев, и восходить к первопредкам.

Укрупнение общностей, развитие связей между ними приводят к появлению все новых этнодифференцирующих признаков. Например, разделение этносов на «мы» – «они» может быть зафиксировано в границах, отделяющих родину от территории «варваров»: этническая идентичность выражается через идею территориальной общности, «родной земли», «родиноцентризма», как у китайцев, которые, по их представлениям жили в «срединном царстве». В настоящее время тесная связь этнической идентичности с чувством родины характерна для титульных этносов независимых государств, образовавшихся на руинах советской империи. Эти народы, как и титульные народы республик России, рассматривают территорию этноконсолидирующим фактором и связывают становление государственной целостности с родной землей.

Родиноцентризму нередко сопутствует этническая эндогамия – запрещение вступать в брак с представителями «чужого» народа. Этническая эндогамия может быть относительной: у горных народов Вьетнама нет абсолютного запрета жениться на девушках из соседней общности, но существуют представления об их лени и дурном характере.

К XVIII веку сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, поэтому в Новое время важнейшими этнодифференцирующими признаками стали восприниматься родной язык и культура. В обьщенном сознании часто происходит фактическое отождествление языка и народа: так, по данным этносоциологических исследований в 70-е гг. нашего века две трети русских определяли свою этническую идентичность по языку.

Язык действительно является одним из важнейших этно-дифференцирующих признаков. Но в последние десятилетия исследователи многих стран все больше внимания уделяют тому неоспоримому факту, что в некоторых исторических ситуациях этническая идентичность связана не столько с реальным использованием языка всеми членами этноса, сколько с его символической ролью в процессах формирования чувства родственности с общностью и межгрупповой дифференциации.

Показательны и ответы респондентов на вопрос об эмоциональном отношении к беседе двух казахов, разговаривающих по-казахски, по-русски и на двух языках. Если билингвы эмоционально нейтральны по отношению ко всем трем вариантам общения, то у трети русскоязычных респондентов раздражение вызывает беседа двух казахов на русском языке – единственно возможная для них самих. Почти половину из них раздражает и беседа на двух языках, а общение на казахском языке вызывает чувство горечи и зависти. Иными словами, радикальными в отношении использования этнического языка оказались не владеющие им студенты, которые продемонстрировали неудовлетворенные воинственные аттитюды. А толерантными к использованию русского языка – при общем предпочтении казахского – оказались студенты, свободно владеющие двумя языками (см. Донцов, Стефаненко, Уталиева, 1997).

Этническая идентичность – это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Как совершенно справедливо отмечает Г.У.Солдато-ва, «достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида» (Солдатова, 1998, с.49).

Отношение к собственной этнической общности проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа.

При исследовании чувств, испытываемых представителями титульных народов республик России – татарами, якутами, тувинцами – по отношению к собственным этническим общностям, было обнаружено, что за последние десять лет все они стали воспринимать свою группу как более привлекательную. Повышение этносоциального статуса этих народов в новой социальной реальности сопряжено с ростом чувства самоуважения, что проявляется в усилении чувства гордости и в снижении чувства стыда за свой народ (см. Солдатова, 1998). Наличие негативных аттитюдов к собственной этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных. В том же исследовании Солдатовой было обнаружено, что у русских, проживающих в республиках России, привлекательность собственной этнической группы снизилась:

Источник:
Межэтнические отношения и когнитивные процессы (стр
Отношения межгрупповые и межличностные. Психологические детерминанты межэтнических отношений. Социальная и этническая идентичность. Когнитивный и аффективный компоненты этнической идентичности.
http://mirznanii.com/a/173770-3/mezhetnicheskie-otnosheniya-i-kognitivnye-protsessy-3

COMMENTS