Обработка бюста

Литье скульптур из бронзы

Технология художественного литья предусматривает использование большей частью сплавов, а не чистых металлов. В чистом виде используются тяжелые металлы: олово, свинец, цинк. А сплавы — медные (чаще всего это бронза и латунь) и алюминиевые.

Сплавы представляют собой соединения путем плавки металлов и химических элементов и должны обладать следующими основными свойствами: текучестью, усадкой и ликвацией.

Бронза — сплав меди с оловом или другими металлами — свинцом, никелем. Если в сплаве 4-6% олова, бронза пластична, ее можно ковать, если 27% — сплав твердый и хрупкий. При содержании 33% олова сплав становится похожим на серебро, он называется белая бронза. Температура плавления меди — 1083 °С, в сплаве с оловом она снижается до 800 °С (25% олова, цвет желто-белый).

Латунь — сплав меди с цинком (до 45%). Легко подается резке, паяется как мягкими, так и твердыми припоями, прочны на ней и гальванические покрытия. Температура плавления 980-1000 °С.

Силумин — сплав алюминия с кремнием, имеет высокие литейные качества. Цинк (сплав). Для отливки точных изделий из цинка применяют сплав, в составе которого 94 % цинка, 4% алюминия и 2% меди. Чугун — это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Но, несмотря на эти качества, из чугуна выплавляют высокохудожественные скульптуры

Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы

Это простейший способ получения отливок скульптур. Технология такова: по нужному шаблону (модели) из формовочной земли изготавливают форму для заливки расплавленным металлом. форма, сделанная по тому или иному шаблону,- одноразовая: при выемке отливки она разрушается, поскольку создана из смеси песка и глины (25% содержания в смеси глины, 75% — песок). Но саму смесь для получения литейной формы можно использовать многократно, обновляя лишь внутренний облицовочный слой. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала — пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Если по каким-то причинам невозможно воспользоваться в качестве модели скульптуры пластилиновой копией оригинальной скульптуры, можно сделать гипсовый слепок с оригинала скульптуры, несмотря на то, что это более трудоемкий спосо б.

  • Пластилин, гипс, пластик, дерево
  • Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
  • Полистирол (пенопласт) — ячеистый пластик.

Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям

В основе литейного процесса по выплавляемым моделям лежит использование легкоплавких материалов: модель отливаемой скульптуры и ее литниковая система делается из воска, парафина или стеарина. Любой из этих легкоплавких материалов в горячем режиме заливают в пресс-форму, а после затвердения получают восковую модель скульптуры и покрывают ее специальным составом. После просушивания на модели скульптуры, образуется огнеупорная оболочка — керамическая форма, из которой выплавляют модельный состав и получают тонкостенную литейную форму которую после прокалки заливают расплавленным металлом.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму, используя для ее изготовления столярный клей или технический желатин. Второй материал более предпочтителен как в качественном отношении, так и по срокам приготовления.

С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму.

Скульптурные произведения из металла — цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век.

Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Перед химической обработкой скульптуры проводят механическую, затем скульптуру тщательно очищают, обезжиривают, отбеливают; предварительно отшлифованную и отполированную скульптуру покрывают тонкой защитной и в то же время декоративной тонирующей пленкой. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

Эта операция производится абразивными материалами естественного происхождения: корундами, алмазами, кремнием, кварцем, а также искусственными корундами и алмазами. На практике — это наждачная бумага или шкурка — абразивная зернь, наклеенная на плотную бумагу или ткань. Начинают шлифовку скульптуры крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к мелкозернистой, а затем и к шлифовальной пасте, к мельчайшей кирпичной муке. Шлифовкой со скульптуры удаляются окислы, открывается чистая поверхность

Это следующий этап отделки скульптуры из металла. Полировка осуществляется полировочными пастами различного сметанообразного состава — смеси мела, извести, окиси хрома, алюминия, нашатырного спирта, воды и других компонентов. Славится полировочная паста ГОИ. Пасты бывают твердые, средние и тонкие. В такой очередности ими и пользуются. Если первой ликвидируют оставшиеся от шлифовки царапинки, второй добиваются ровного фона, то последней получают зеркальный блеск металла.

Полировку скульптуры обычно производят вручную, достигая идеальной равномерности и доставая до углублений рельефа. Более ровные и крупные детали скульптурного изделия полируют на специально изготовленных кругах из нескольких слоев войлока, фетра, толстого сукна.

Закрепленный на небольшом металлическом стержне, который крепится в патроне точильного или сверлильного станка, полировочный круг, смазанный пастой, вращаясь, полирует скульптурное изделие. Затем художественную доводку скульптуры осуществляют на сухом матерчатом круге.

Наиболее труднодоступные участки скульптурного произведения полируют специально изготовленными палочками из древесины более твердых пород — бука, дуба и мягких — липы, груши. Рабочая часть полировочных палочек, которая смазывается пастой, разнообразна: выпуклая, вогнутая, коническая и так далее. Узкие сквозные отверстия скульптуры полируют шелковым шнуром, а то и суровой нитью, покрывая их пастой.

Полирование скульптуры путем уплотнения, выглаживания металлической поверхности скульптуры производится специальным инструментом — полировочным гладильником (гладилом). Он изготавливается из высокопрочной стали. Гладильник полируется и закаливается. Полирование осуществляется проглаживанием под нажимом в одном направлении до появления глянца на полируемой поверхности. Затем выглаживание осуществляется в перпендикулярном направлении. Рабочая часть гладильника шарообразна. Полируемую поверхность скульптуры для лучшего скольжения рабочей части полировальника время от времени, смачивают специальным раствором в воде мыла и нашатырного спирта.

Применяя несложную химическую обработку, на поверхности бронзовой скульптуры получают разноцветное защитно-декоративное покрытие. Небольшое скульптурное произведение погружают в емкость с химическим раствором целиком, крупное обрабатывают кистью, губкой, поролоном. Чтобы полученная пленка держалась на изделии прочнее и не покрывалась налетом, после промывки и просушки ее протирают ветошью, смоченной в машинном масле или в олифе.

Готовая скульптура из черных металлов нуждается в декоративно-защитных покрытиях, от технологических качеств которых зависит ее привлекательность и долговечность.

При обработке скульптуры из черных металлов, особенно кузнечным методом, на ее поверхности образуется слой окалины, на первый взгляд, красивого серо-голубого цвета. Но этот покров не защищает металл от коррозии, а является окисью желез а.

Известна строгая красота скульптур из вороненой стали, когда металл скульптуры приобретает иссиня-черный цвет, как крыло ворона. В то же время воронение скульптуры — один из лучших способов защиты скульптуры от коррозии. Наряду с отполированным до зеркальной поверхности серебром и канфаренным золотом вороненое железо почиталось геральдическим металлом. Именно такие виды декоративной обработки применялись для произведения гербов, а также художественного царского или княжеского оружия.

Для получения черной с синим отливом скульптуры в воде растворяют двухромовокислого калия. Стальную скульптуру выдерживают в этом растворе и высушивают над пламенем или жаром высокой температуры. Появляется серо-бурый оттенок. Повторяя воронение, достигают вороненого цвета.

Черную матовую поверхность получают также химическим оксидированием в водном растворе такого состава: гипосульфат натрия (поташ), аммоний, ортофосфорная кислота, азотная кислота.

Темно-коричневый цвет металлической скульптуры получают оксидированием в воде хлористого железа, 30 г железного купороса и азотнокислой меди. Скульптура начинает менять окраску на бурый цвет. Повторение оксидирования приведет к густому черно-коричневому цвету скульптуры.

Синий цвет стальные скульптуры получают оксидированием в растворе воды хлорного железа, азотной ртути, соляной кислоты и спирта; при комнатной температуре время оксидирования занимает 20 минут.

Перед любым способом оксидирования скульптуры слой окиси необходимо декапировать химическими растворами (3-5-просмоловым раствором в воде соляной или серной кислоты), а также чисто обезжирить ацетоном или бензином. Эти операции для избежания жировых пятен или иного загрязнения поверхности скульптуры. Скульптуру обрабатывают в растворах на проволочных подвесках и промывают под струей воды для смывания кислоты.

При нагреве изделия газовой горелкой на нем меняются оттенки побежалости (цветовой изменчивости) — от соломенного до черного. На необходимом цвете мастер прекращает термическое тонирование скульптуры. Для оксидирования скульптуры путем нагрева поверхности скульптуры в индивидуальной мастерской применима простейшая газовая горелка с деревянной ручкой, соединенная гибким шлангом с газовым баллончиком. Цветовой гаммы, тонирования, цветовых переходов можно достичь умелым пользованием горелкой. Таким способом тонируются как чеканные, так и другие скульптуры или произведения смешанных техник. После термической обработки скульптуру покрывают восковым слоем (воск с растворителем) и полируют войлоком и фетром.

Олифо-масляный обжиг обычно применяют для нанесения декоративно-защитного черно-коричневого покрытия на скульптуры из чугуна, получаемые литьем,- скульптурные произведения, фигурные решетки для ограды парков, цветников и другие. Скульптуру смачивают олифой, а затем прокаливают. Такой способ декорирования скульптур применяется и для произведений, созданных художественной ковкой.

Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов Особенно восприимчивы к тонированным покрытиям скульптуры из меди и ее сплавов: латуни и бронзы.

Черный (серый) цвет скульптурам из меди и латуни можно придать с помощью разных оксидирующих растворов.

Наиболее насыщенного цвета оксидных пленок на скульптуре из меди — от светло-коричневого — до коричнево-черного — можно получить, приготовив раствор в сочетании сернистого аммония с серной печенью.

Шоколадный цвет скульптурам из меди и латуни можно придать в растворе хлорида калия, сульфата никеля и сульфата меди. Коричневый цвет с красноватым оттенком скульптуры получают в растворе пятисернистой сурьмы в едком натрии

Красно-коричневый цвет латунным скульптурам придает водный раствор хлористого цинка и медного купороса в равном соотношении частей цинка и купороса.

Коричневый и черный цвет на латунной скульптуре получают обработкой художественного изделия раствором гипосульфата и азотной, серной или соляной кислоты в воде.

Оливковый и черно-коричневый цвет придаст скульптурам из латуни обработка раствором хлорокиси меди и нашатыря

Латунная скульптура становится черной в следующем растворе: в воде смешивают хлорокись меди и аммиак. Получится смесь зеленоватого цвета, а после выпадения осадка — сине-зеленого; в этом растворе и тонируют латунь; при этом скульптура не теряет своего блеска. Длительность обработки скульптуры не превышает нескольких секунд.

Оранжево-красным за несколько минут латунную скульптуру сделает раствор сернистого калия в воде. В старину латуни придавали и иные, казалось бы, совершенно неожиданные для этого сплава цвета.

Фиолетовый цвет получали погружением скульптуры в раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый — обжигом скульптуры окисью желе за и последующей полировкой свинцовым блеском.

Цвет античной патины скульптурам из меди, бронзы и латуни можно придать обработкой их в растворе хлористого аммония и углекислого аммония в воде.

Источник:
Литье скульптур из бронзы
Технология художественного литья предусматривает использование большей частью сплавов, а не чистых металлов. В чистом виде используются тяжелые металлы: олово, свинец, цинк.
http://kukkolos.com/n-lite-skulptur-iz-bronzy/

Обработка бюста

Нас всегда восхищают вещи, созданные умелыми руками художника из самых простых материалов. Художник, используя для своей работы стальную проволоку, находит бесконечное разнообразие выразительных линий, изображая животных, птиц или создавая оформление бытовых предметов.

Вот фантазия художника представила забавную фигурку ослика, везущего повозку с нагруженной на ней подставкой для цветка. Художник берет лист бумаги и делает набросок задуманного им изображения, а затем терпеливо гнет малоподатливую проволоку (в холодном виде) согласно рисунку на бумаге. Вначале под его руками образуется смешная головка ослика с печальными глазами, далее выгибается в виде волны грива и соединяется на концах пайкой. Навивают ноги на туловище, выгибают кольца колес в спираль, поддерживающую кашпо. Фигурка готова, ее скупые, но выразительные линии, оживленные воображением художника, покоряют нас, доставляя удовольствие.


Ослик

Не менее интересно художник решает и вторую свою работу — верблюд. Одной линией он рисует плавную шею и горделивую голову животного. Вместо туловища с горбом образует кольцо, в которое помещает керамическую вазочку для хранения кистей. Наконец, придав характерную изогнутость ногам, художник добивается спокойной и величественной осанки, столь свойственной «кораблю» пустыни.


Верблюд

Но, пожалуй, самой образной и лаконичной можно считать третью «графическую скульптуру», выполненную художником Виктором Цигалем,- кенгуру. Здесь изображение сведено к трем основным линиям (кусочкам проволоки), из которых образуется характер и внешнее сходство с животным. А маленькая головка зверя с торчащими ушами придает фигурке живость и постоянную настороженность.


Кенгуру

Секрет удачи художника объясняется не только его талантом, но и совершенным знанием материала, что и позволяет ему свободно и точно воспроизводить задуманное. Он не боится условности, обнажает, оголяет конструкцию своих вещей, не скрывает мест скрепления проволоки. Вместо тела животного укрепляет керамический сосуд или просто обозначает одной линией, все это усиливает выразительность фигуры и дает толчок нашему воображению, и оно как бы дорисовывает всю фигуру в целом.

Хорошо и то, что художник каждый раз находит практическое применение своим проволочным скульптурам: кенгуру держит керамическую пепельницу, верблюд — подставку под кисти, а ослик везет в тележке кактус. Возможности в этом виде творчества велики. По примеру изделий художника Цигаля, если подумать, пофантазировать, можно создать еще десятки декоративных вещей, где с успехом можно применить проволоку.

Определенный интерес в этом виде творчества для любителей художественного мастерства может иметь и монументальная ажурная скульптура, изготовленная из прутковой проволоки или узкого полосового железа. Подобные декоративные работы обычно украшают помещения общественных зданий, а в парковом пространстве они органически вплетаются в живую зелень деревьев, выполняя свою декоративную функцию.

Монументальные произведения, решенные в плане ажурного, сквозного рельефа, восходят к давним традициям. Музыкальность контуров, подчеркнутых просветами силуэта, разнообразие ритма, органическая связь с гладью стены или с уходящим пространством всегда привлекала художника.

Чрезвычайно интересны сквозные рельефы скульптора- анималиста Ивана Ефимова. Он, развивая и совершенствуя принцип ажурного рельефа, достиг такого искусства, где полностью господствуют свет и воздух. Скульптор словно рисует по воздуху, смело и легко очерчивая бронзовые контуры птиц и животных; порхающие голуби, жирафы, олени, грациозные антилопы, бараны. Они одновременно и украшают природу, и сливаются с ней в одно целое.

Легкость и динамичность пластики И. С. Ефимове — все это подсказано скульптору голосом живой природы с ее вечным движением, воздушными, пронизанными светом просторами. Благодаря тому, что металлические контуры животного пластически, рельефно проработаны, «скульптурная графика» художника не кажется плоскостной. Она по-своему объемна, просветы внутри контура воспринимаются не как пустое пространство, а как живая реальность скульптурного образа.


И. С. Ефимов. Баран. Проволока

Декоративные изделия могут быть изготовлены и из монтажной проволоки. Из нее можно делать предметы не только гнутых форм, но и выполненные способами плетения и навивки. Пользуясь различными видами витых и плетеных деталей и применяя проволоку с цветной изоляцией, можно изготовить красивые вещи.

Материалы и инструменты. Глядя на рисунки, помещенные в книге, мы видим, с какой легкостью и свободой решены ажурные скульптуры как в мелкой пластике, так и крупных изделиях. Это говорит не только о талантливости их создателей, но и совершенном знании материала, технологии и приемов обработки металла. Скульптор И. С. Ефимов говорил: «. Приходится всегда очень подумать, чтобы скульптура из кованой меди сразу говорила о себе, что она легкая. » Поэтому надо подходить к этому материалу с особой осторожностью, надо изучать его свойства, его изобразительные возможности.


И. С. Ефимов. Олень. Кованая медь. 1950 г.

Для изготовления скульптуры малых форм потребуется стальная, медная или железная проволока диаметром 1-3 миллиметра. Для крупной декоративно-орнаментальной скульптуры — прутковый металл, при изготовлении мелких ажурных вещиц — мягкая монтажная проволока в разноцветной пластмассовой изоляции или покрытая цветной эмалью (белой, желтой, зеленой, голубой, красной, серой). Указанный материал различен по своим свойствам и декоративным возможностям, каждый из них требует своих особых приемов обработки, своей технологии изготовления и инструмента.

Выполняя скульптуру малых форм или предметы мелкой пластики из цветной монтажной проволоки, Вы можете ограничиться небольшим набором инструментов и сравнительно несложными техническими приемами обработки металлов; при изготовлении же садовой скульпторы крупных форм понадобятся знания слесарных и особенно кузнечных работ. Для работы с проволокой нужен молоток, киянка (деревянный молоток), плоскогубцы, кусачки, острогубцы, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски и паяльник.

Правка проволоки. Проволока, особенно медная и железная, легко гнется. Чтобы сделать какую-нибудь вещь из проволоки, ее прежде всего надо выпрямить, Выпрямление или правку проволоки производят обычно волочением: проволоку зажимают между двумя деревянными брусками и протягивают один-два раза. Тонкую проволоку для выпрямления достаточно протянуть, сильно натягивая, вокруг металлического или деревянного стержня. Можно сделать очень простое приспособление. Берут дощечку, проводят на ней прямую линию и по обе стороны этой линии вбивают на некотором расстоянии друг от друга поочередно по пять — восемь гвоздей достаточных размеров так, чтобы по линии между ними был промежуток. В этот промежуток проволока должна туго войти. Проволоку протягивают, захватывая конец ручными тисками, или наматывают на палочку и тянут. Таким способом можно хорошо выпрямить длинные куски проволоки.

Короткие отрезки проволоки можно выправить на куске железа. Сначала простукивают молотком все изгибы, а затем проводят молотком по всей длине проволоки взад и вперед, прижимая ее к поверхности железки. Толстую стальную проволоку правят на стальной плите ударами молотка или киянки. Но если положить проволоку на наковальню, то она будет расклепываться под ударами, поэтому лучше проволоку править молотком на деревянной подложке, а на наковальне — киянкой. Совершенно не помнется проволока, если ее выпрямлять киянкой на деревянной подкладке.

Резка и гнутье проволоки. Режут тонкую железную и медную проволоку кусачками, острогубцами, пассатижами, сжимая их руками. Стальную проволоку в месте разреза предварительно нагревают на огне, благодаря чему она становится мягче. Иначе твердую стальную проволоку откусить трудно, и кусачки при этом портятся (на острых губках их получаются зазубрины). Откусывать стальную проволоку надо краями губок, а не серединой. Если получится зазубрина, на краю она не так страшна. Случается, что кусачки «не «берут» проволоку, нельзя в таких случаях бить по кусачкам молотком, так легко испортить и даже сломать их. Толстую или твердую проволоку можно разрубить зубилом или же подпилить острой гранью напильника (трехгранного) и затем сломать руками, согнув и разогнув несколько раз в этом месте.

Соединение деталей. Отдельные куски проволоки и другие металлические детали соединяют, сгибая или припаивая. В первом случае скручивают концы проволоки, делая несколько витков. Пайка — простой и надежный способ соединения двух деталей. Для пайки нужны припой, паяльная жидкость, нашатырь и паяльник. В качестве припоя используют сплав свинца и олова в различных пропорциях. Обычный припой «третник» состоит из двух частей свинца и одной части олова. Приготовление припоя несложно, но требует осторожности. Берут свинец и олово в нужных пропорциях, измельчают и кладут в металлическую посуду, нагревают на огне до образования однородного сплава.

Паяльная жидкость или паяльная кислота является водным раствором хлористого цинка. Она препятствует образованию на спаиваемых поверхностях пленки окиси, мешающей прочной пайке. Чтобы приготовить паяльную жидкость, растворяют в соляной кислоте металлический цинк, нарезанный мелкими кусочками. Эту операцию лучше производить на открытом воздухе или у открытою окна и обязательно подальше от огня. Полученный таким образом раствор разбавляют равным количеством дистиллированной или дождевой воды и фильтруют. Хранить паяльную жидкость следует в хорошо закупоривающейся стеклянной бутылке. Нашатырь служит для очистки паяльника от образующегося на нем при нагревании слоя окиси. Нашатырь обычно продается в виде порошка. Более удобен нашатырь в виде — бруска.

А теперь расскажем об устройстве паяльника и опишем приемы работы с ним. Паяльник представляет собой небольшой стержень из красной меди прямоугольного, круглого или овального сечения. Один конец стержня заострен в виде клина, другой укреплен стальными прутком или проволокой. На свободном конце стержня может быть надета деревянная ручка.

При нагревании паяльника над пламенем следует разогревать только тыльную часть (обушок медного стержня). Убедившись, что паяльник хорошо нагрет, опустите в канавку, образовавшуюся на брусочке нашатыря, возьмите небольшой кусочек припоя и разотрите его жалом паяльника. Припой, расплавившись, покроет тонким блестящим слоем рабочие грани паяльника. Приложите жало к месту пайки и ведите им вдоль шва до тех пор, пока шов не покроется равномерным и прочным слоем припоя. Окончив пайку, промойте место пайки водой и протрите насухо тряпочкой. Перед пайкой следует тщательно подготовить спаиваемые детали. Прежде всего очистите их от грязи, жира, краски, так как к зажиренной или загрязненной поверхности припой плохо пристает или вовсе не пристает. Удалить с поверхности места грязи и жир можно мыльной водой или чистым бензином. Краску удаляют ацетоном или нитрорастворителем.

Выполнение работ из полосового и пруткового металла. При выполнении декоративных работ из пруткового металла или узкого полосового железа потребуется знание кузнечно-слесарного дела (ковки, процесса гнутья, перерубки и резки металла) сварки и способов соединения.

Ковка представляет собой рабочую операцию, при которой путем нагрева и размягчения металла придают желаемую форму изготовляемому изделию или сваривают отдельные детали в целое изделие. Железные полосы нагревают до температуры 1100-1200° С и ковку прекращают при температуре 650-700° С. Одним из процессов является ковка в штампах или матрицах, которые представляют собой молотки с цилиндрическими углублениями. Нижнюю матрицу вставляют квадратным хвостом в квадратное отверстие наковальни, а верхний штамп, снабженный ручкой, устанавливают сверху на обрабатываемую поковку и по нему бьют молотком.


В. И. Кабин. Кронштейн для цветов. Ковка, гнутье. НИИХП 1972 г.


М. А. Тоне. Подсвечник ‘Тройка’. Железо, ковка, гнутье, Исполнитель И. С. Выборнов НИИХП, 1970 г.

При работе в прутковом или узком полосовом материале иногда необходимо сделать резьбу внутреннюю или наружную. Стержень цилиндрической реже конической формы с винтовой поверхностью и головкой для завинчивания или захвата называют винтом. Крепежную деталь обычно цилиндрической формы с головкой квадратной чаще шестигранной, имеющую на части длины резьбу, на которую навинчивают крепежную гайку, называют болтом. Иногда требуется крепежная деталь в виде стержня, имеющего на обоих концах резьбу. Такую деталь называют шпилькой. На болтах, винтах и шпильках резьбу покатывают или нарезают специальным инструментом — плашкой. Для нарезания внутренней резьбы в изделиях используют металлорежущий инструмент — метчик. Плашки и метчики изготовляют из специальной инструментальной стали.

Источник:
Обработка бюста
Нас всегда восхищают вещи, созданные умелыми руками художника из самых простых материалов. Художник, используя для своей работы стальную проволоку, находит бесконечное разнообразие
http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000036/st010.shtml

Очистка гипсовой скульптуры

Реставрация скульптуры из камня: Гипсовая скульптура

Скульптура из гипса из-за нестойкости этого материала требует постоянной профилактики и реставрации, которые включают различные меры по устранению механических повреждений, восстановлению защитных и красочных покрытий, очистке от устойчивых загрязнений и т. д. В связи с этим еще недавно поступление в музеи гипсовых произведений было ограничено. В последнее время отношение к гипсовой скульптуре, в особенности к авторским экземплярам и рабочим моделям, стало меняться. Некоторые музеи предпочитают для экспонирования гипсовые модели отливкам в металле, так как последние, неизбежно, утрачивают некоторые важные элементы авторской моделировки. В качестве примера можно привести музейную судьбу ряда гипсовых произведений М.А. Врубеля, С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной, переведенных из запасников в экспозиционные залы.

Таким образом, вопросы реставрации и хранения гипсовой скульптуры представляются достаточно актуальными и заслуживающими отдельного рассмотрения.

Однако прежде всего необходимо представлять себе процесс изготовления гипсовой скульптуры.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Гипс, применяемый в скульптуре, получают промышленным обжигом (при 140—190 °С) природного гипсового камня — осадочной породы, представляющей собой кристаллогидрат сернокислой соли кальция CaSO4*2H2O.

При замешивании с водой порошок гипса быстро затвердевает, слегка увеличиваясь в объеме (от 0,2 до 1%). Благодаря этому уникальному свойству, наряду с доступностью и легкостью в работе, гипс издавна считается незаменимым материалом для временного переведения скульптур, выполненных в мягком материале, в рабочие модели, так как обеспечивает исключительную точность в передаче самых тонких деталей скульптурной моделировки.

Нередко гипс применяется и в качестве конечного скульптурного материала. В этих случаях его нестойкость и недолговечность в какой-то мере компенсируются дешевизной и возможностью тиражирования, а художественная невзрачность маскируется разнообразными видами декоративной отделки под какой-либо стойкий материал: бронзу, терракоту, мрамор и т. п.

Способы изготовления

Техника изготовления гипсовой скульптуры обычно связана с механическим переведением скульптур, выполненных в глине или пластилине, в твердые гипсовые отливки, изготовленные путем формовки. В зависимости от размеров отливки делаются полыми или монолитными, а для прочности часто армируются пенькой, металлическими или деревянными каркасами.

В отдельных случаях применяется способ так называемого «прямого моделирования». При этом способе скульптор, минуя стадию лепки в мягком материале, работает непосредственно с гипсом, последовательно нанося на каркас незатвердевший раствор и моделируя его инструментом. (Этот способ, известный еще с античного времени, получил особенно широкое распространение в XX в.)

Защитно-декоративная обработка

На завершающем этапе процесса изготовления гипсовой скульптуры ее принято подвергать защитно-декоративной обработке, состоящей из трех стадий: грунтовки, патинирования и вощения.

Грунтовка заключается в максимально глубокой пропитке гипса олифой, клеем или шеллаком, а иногда жидко разведенной масляной краской. Задача этой операции — уплотнение поверхности гипса и уменьшение пористости, а также создание прочной основы для связи с последующим красочным покрытием.

Патинирование представляет собой различные способы декоративной отделки под имитируемый материал и выполняется жидкими масляными и клеевыми красками, бронзовыми, алюминиевыми и медными порошками на различных лаках (один из наиболее старых способов, применявшихся в Академии художеств, заключается в патинировании спиртовым раствором сургуча).

Завершающая стадия, вощение, производится разведенными в скипидаре пчелиным воском (иногда воск смешивается с мылом), стеарином или парафином и имеет целью придать поверхности водоотталкивающую способность. Иногда после вощения поверхность присыпается по еще непросохшему воску сухими пигментами, металлическими порошками, графитом, тальком (так называемый «припорох»).

Распространенные нарушения требований технологии

Следует назвать некоторые наиболее распространенные нарушения требований технологии, имеющие место при изготовлении гипсовой скульптуры либо при ее поновлениях. Это, прежде всего, конструктивные просчеты:

— недостаточная толщина стенок отливки;

— неправильно рассчитанная жесткость арматуры;

— ненадежная антикоррозийная защита каркасов;

— плохая устойчивость скульптуры.

Некоторые из указанных выше дефектов могут быть устранены реставрацией, например: увеличение монолитности достигается путем наращивания тонких стенок отливки. Другие дефекты, как, например, корродирование скрытой железной арматуры или ее недостаточная механическая прочность, практически неустранимы. (В этом случае единственным способом сохранения ценного произведения может быть изготовление нового слепка по форме, снятой с поврежденной скульптуры.)

Из нарушений технологии защитно-декоративной обработки гипсовой скульптуры можно назвать следующие:

— недостаточная просушка отливки перед нанесением пропиточных и тонировочных составов, приводящая к плохой связи и отшелушиванию краски;

— различные «упрощения» процесса отделки, иногда сводимого к простой закраске густой масляной или эмалевой краской.

Помимо того, что такая закраска в один тон создает крайне невыразительную, «мертвую» поверхность, она еще и пагубна для гипса, так как образует воздухонепроницаемый «панцирь». Со временем красочная корка деформируется и растрескивается, обнажая рыхлый, полуразрушенный гипс.

Не менее опасна для сохранности гипса и незащищенность его поверхности покрытиями, назначение которых — уменьшить его гигроскопичность и защитить поры от загрязнений. (Исключение составляют гипсовые медальоны, герметично закрытые в застекленные футляры.)

РЕСТАВРАЦИЯ И КОНСЕРВАЦИЯ ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Очистка гипсовой скульптуры

Во всех остальных случаях, особенно при очистке светлой скульптуры, следует предпочесть пленочные способы очистки, исключающие механическое трение и сводящие к минимуму применение воды.

Источник:
Очистка гипсовой скульптуры
Реставрация скульптуры из камня: Гипсовая скульптура Скульптура из гипса из-за нестойкости этого материала требует постоянной профилактики и реставрации, которые включают различные меры по
http://megalektsii.ru/s19350t1.html

Тема: Художественная обработка металла (ажурная скульптура)

Тема: Художественная обработка металла (ажурная скульптура)

Т е м а: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА (АЖУРНАЯ СКУЛЬПТУРА)

Цель: научить учащихся приемам изготовления скульптуры из металлической проволоки.

О б о руд о в а н и е: плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, тиски, паяльник, набор проволоки.

II. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

Какие инструменты применяют для выполнения рельефа на фольге?

С какой целью на одной из сторон рабочей доски наклеивают сукно?

Каким образом можно укрепить готовое рельефное изделие?

Покажите, для каких целей применяется тот или иной инст­румент, необходимый для тиснения.

2. Сообщение темы и цели урока.

III. Изложение программного материала.

1. Сообщение учащихся «Паяльные работы».

Для паяния требуется небольшой набор материалов и инстру­ментов: паяльник, припой и флюсы.

ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

Паяльник. Удобнее пользоваться электрическим паяльником с прямым подогревом. Он должен быть тем мощнее, чем больше размеры имеет деталь, которую припаивают, и чем лучше она проводит тепло.

Для обеспечения электробезопасности используйте паяль­ники с напряжением 36В, паяльник должен быть заземлен!

Припой. Припоем называют бруски или проволоку из сплава олова и свинца с различным процентным содержанием металлов. Чем больше содержание свинца в сплаве, тем больше температу­ра его плавления (пайки).

Флюсы. Для того чтобы припой хорошо приставал к паяемо­му материалу, необходимо использовать специальные химиче­ские составы, называемые флюсами.

В зависимости от паяемых материалов в качестве флюсов ис­пользуют следующие составы: цинк в смеси с соляной кислотой, хлористый цинк, стеариновая кислота, канифоль и фосфорная кислота.

Сначала проверь, подходят ли металлы, которые ты будешь спаивать, для пайки. К примеру, алюминий с помощью оловянного припоя не спаять.

Нагрей паяльник. Зачисти спаиваемые поверхности наждаком, напильником или металлической щеткой.

Зачищенные поверхности покрой соответствующим флюсом. После этого пролуди (лужение — покрытие тонким слоем припоя спаиваемых материалов) спаиваемые поверхности одним из сле­дующих способов.

Разогрей одну за другой каждую деталь паяльником и приведи припой в контакт с горячей поверхностью, но не с паяльником.

Припой должен плавиться только от разогретой детали; если же припой расплавить паяльником и затем приложить к холодной де­тали (температура которой ниже, чем температура плавления при­поя), припой не сможет пристать к поверхности детали. После лу­жения обеих деталей (каждой в отдельности) приведи их в контакт друг с другом.

Разогрей одновременно обе поверхности и слегка расплавь припой на стыке в участке соединения (путем контактах горячими поверхностями, но не с паяльником), добавляя немного флюса.

Как только припой будет схвачен на сварочном шве, прекрати разогревание и оставь поверхности остывать, не прикасаясь к ним.

Эта работа должна быть выполнена предварительно хорошо пролуженным паяльником. Прочный контакт с разогреваемой по­верхностью и хорошее проведение тепла обеспечивают только кап­ли олова, расплавленного на конце паяльника. Чтобы пролудить паяльник, поступают так же, как при лужении спаиваемых деталей: зачисти конец и расплавь на нем немного припоя в присутствии флюса.

Все работы проводи в защитных очках!

2. Введение в тему урока.

Учитель обращает внимание на возможность практического применения проволочных скульптур.

Учитель. Рассмотрите рисунок и образцы изделий ажурных скульптур из металла. Скажите, где мо­гут применяться эти изделия, для каких целей использоваться.

Проволока — длинномерный материал круглого, реже квадрат­ного, шестигранного и другого сечения, получаемый способом специальной прокатки. Медная и алюминиевая проволока приме­няется в электро — и радиопромышленности, служит для изготовле­ния телефонных кабелей. Из стальной проволоки делают каркасы для автомобильных шин, канаты для подъемных устройств и т. д.

Инструменты и приспособления

Для обработки проволоки применяются слесарные инструмен­ты. Различные операции выполняют оп­ределенным инструментом. Изогнутую проволоку выпрямляют киянкой. Тонкую проволоку выпрямляют на круглой деревян­ной болванке, зажатой в тисках, способом протягивания ее по краю. Кольца, плавные сгибы делают круглогубцами (а), для сгибания проволоки под различными углами применяют плос­когубцы (б), для резания используют кусачки (в). Круглогуб­цы, плоскогубцы и кусачки различают по форме губок — рабочей части инструмента. Толстую проволоку рубят зубилом (г) на металлической плите. При резании проволоки края получаются не­ровными, их зачищают напильником (д). Напильники могут быть различными как по форме, так и по величине насечки. Изме­ряют проволоку металлической линейкой ( Подпишитесь на рассылку:

Источник:
Тема: Художественная обработка металла (ажурная скульптура)
Тема: Художественная обработка металла (ажурная скульптура) Т е м а: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА (АЖУРНАЯ СКУЛЬПТУРА) Цель: научить учащихся приемам изготовления скульптуры из
http://pandia.ru/text/78/050/72185.php

COMMENTS