Практическая психология

Primary Menu

В 2016 году на Мальте, во время проведения мировой конференции по морепродуктам, некоторые участники выразили свое недоумение по поводу ситуации происходящей на рынке Японии. Эта страна окружена со всех сторон морем и потребление морепродуктов в ней — часть ее национальных традиций. Однако, несмотря на это, статистика показывает, что употребление морепродуктов там неуклонно падает. Это означает, что одна из важных отраслей экономики страны постепенно приходит в упадок. В ходе конференции, западные специалисты не раз высказывали мнение, что такое положение дел можно было бы исправить, если бы не фактическое бездействие японцев занимающихся этим направлением. Во всяком случае именно такое впечатление складывалось у многих при изучении вопроса.

На это от японской делегации был получен следующий ответ — действия Японии по планированию и возрождению рыбной отрасли почти незаметны, но лишь только для западной видения. И чтобы понять почему так происходит, необходимо уделить внимание четырем важным принципам культуры страны восходящего солнца.

Один их этих принципов называется «немаваси», и именно потому, что на данный момент решение вопроса находится на этой стадии, действия японцев и стали так незаметны для запада.

— Японцы, возможно несколько больше чем другие нации, не любят риск, именно по этой причине работа со всевозможными подводными камнями тщательно ведется еще на стадии принятия решения, а не после. Вследствие этого, неприятие даже незначительного риска, один из краеугольных камней японской психологии в бизнесе и в жизни.

— Вторым принципом является гармония в обществе или в коллективе, поэтому на первый план выходят такие как факторы как сдержанность, спокойствие и взаимное уважение. Никаких горячих споров и обсуждений в ходе работы никогда не происходит, ведь это может быть воспринято как стремление стать выше своих коллег, что недопустимо ни при каких обстоятельствах.

— Третьим принципом является «немаваси», это неформальный и потому часто незаметный этап подготовки базы для принятия важного решения.

— И наконец момент принятия решения, построенный на основе выработанного ранее согласия между участниками. По этой причине, принятие решения в Японии часто является простой формальностью и проходит без каких-либо споров и голосований.

НЕМАВАСИ — выработка основы для дальнейшего движения вперед.

Немаваси, один из старейших принципов Японии, дословно означает — «окапывание корней».

Изначально, его смысл заключался в подготовке дерева к пересадке в другое место, которая происходила довольно необычным образом. С места будущей посадки дерева привозили землю и частично заменяли ей старую, делалось это для того, чтобы дерево привыкало к тому месту, где будет потом расти. И только после этого, спустя довольно длительное время, дерево выкапывали и отвозили на новое место жительства. Такой метод, хоть и занимал немало времени, существенно снижал риск гибели дерева.

Сегодня немаваси один из важнейших принципов японского бизнеса и его суть — подготовка основы для будущего решения. Он включает в себя долгий подготовительный период неформальных консультаций, досконального изучения деталей, создания предварительных договоренностей с ключевыми заинтересованными фигурами, особенно теми, кто в будущем примет непосредственное участие в финальном принятии решения.

Немаваси чаще всего проявляется примерно так — человек, в голове которого зародилась новая идея, сначала высказывает ее своему непосредственному руководителю, затем, получив его санкцию, встречается со специалистами и возможными заинтересованными людьми, проводит неформальные встречи в узких кругах, где выясняет все возможные мнения по этому вопросу.

Далее проводятся более расширенные, но все еще неформальные встречи, в ходе которых, при участии высшего руководства, постепенно вырабатывается окончательное решение, которое и принимается торжественно на формальном совещании.

На первый взгляд примерно тоже самое происходит и на западе, однако, японская специфика заключается в невероятной тщательности подхода, его кулуарности и обязательном достижении полного консенсуса, из-за чего этот этап растягивается порой на очень долгое время. Именно это и является частой причиной претензий к японцам со стороны их западных коллег, которые считают такой метод весьма неэффективным.

Что ж, возможно, с западной точки зрения такой путь и выглядит несколько странно, однако он несомненно имеет свои преимущества, которые очень любят подчеркивать сами японцы.

— Принцип Немаваси дает время, необходимое для того, чтобы оценить все идеи, возможности для их воплощения, а также и альтернативные пути ее развития. Тот кто стоит у истоков идеи получает ценную обратную связь, и в процессе такой работы сама идея и возможности ее реализации лишь только улучшаются. Но если в процессе немаваси эта идея оказывается по какой то причине негодной, то это происходит на очень ранней стадии, когда еще ничего не произошло, деньги не вложены а времени потрачено немного, таким образом легко реализуется один из важных японских принципов — рискуй по минимуму.

— Во время финального совещания, которое созывается для принятия окончательного решения можно быть уверенным, что никто не преподнесет сюрпризов и не выступит против идеи, ведь со всеми уже посоветовались, никто не был проигнорирован, все мнения были учтены. И это означает очень важную вещь — предварительно достигнутая договоренность устраивает всех, а это значит, что со стороны заинтересованных людей в дальнейшем не будет никаких препятствий реализации проекта.

— В процессе медленного пути к принятию решения эмоциональная составляющая сведена к минимуму. Таким образом полностью устраняется вариант, когда решение принимается под давлением, в силу сиюминутных аргументов или под влиянием эмоций. По причине наличия большого количества времени все предварительные встречи становятся спокойными и в них отсутствует эффект состязательности или конкуренции мнений. Так приводится в действие еще один из четырех японских принципов — принцип гармонии в коллективе.

— Учитывая высокую степени согласованности идеи и ее воплощения, чрезвычайно упрощается процесс ее дальнейшей реализации, когда все проходит спокойно, без препятствий со стороны участников и без существенных изменений в проекте, которые всегда требуют времени и затрат.

Конечно, для западного подхода принцип немаваси кажется очень медленным, неповоротливым и неэффективным.

И эти противоречия между западным и японским подходами особенно явно дали о себе знать, когда японцы стали впервые открывать свои предприятия в США и Европе. Ведь в рамках западных традиций, большое количество времени на предварительную подготовку решения тратить никто не собирался. Все решалось в рамках нескольких совещаний, часто основанных на горячих спорах, непримиримых дискуссиях, столкновении различных позиций и интересов. Такое положение дел приводило к тому, что решения принимались волей руководителя и были в определенной степени компромиссными, ибо устраивали они далеко не всех. И это извечная плата за быстрые решения.

Что касается японской системы руководства, то здесь совещание, это просто формальное событие, в рамках которого торжественно обозначается то, что было уже не раз оговорено ранее. А что касается горячих обсуждений, построенных на эмоциях и столкновении интересов, то они считались малопродуктивными и несущими в себе мало смысла. Ключевым моментом в японской системе ценностей является умение работать в команде и никакому индивидуализму здесь просто нет места, ведь для достижения результата необходимо согласие всех участников коллектива.

Помимо этого, в Японии принята система пожизненного найма, когда человек связывает не только свою карьеру, но и жизнь с одним предприятием. Естественно, что в таких условиях никто просто не может себе позволить быть конфликтным и неуживчивым, ведь это было бы настоящей угрозой для всех и для «культурного кода» Японии.

В рамках принципа немаваси любое начинание обсуждается в коллективе уже с самого момента зарождения. Да, на это уходит иногда очень много времени. Но в результате оказывается, что тщательная и долгая работа предваряющая окончательное решение, приносит свои, не всегда очевидные западному уму плоды, которые выражаются в беспроблемной реализации проекта, снижении затрат и более высокой эффективности.

Возможно, что скрупулезное следование 4 принципам ведения дел, является одной из важных причин японского экономического процветания.

Принцип немаваси очень близок по духу подходу, провозглашающему путь медленного и постепенного совершенствования, который называется «кайдзен» и который также является одним из краеугольных камней японского общества.

Философия японского подхода к делу изложена в книге Джеффри Лайкера «Дао Тойота», где принцип немаваси составляет один из 14 принципов менеджмента.

Он звучит так — «Когда принимаешь решение не торопись, рассмотри все возможные варианты, но когда внедряешь его — не медли».

Источник:
Primary Menu
Сегодня немаваси один из важнейших принципов японского бизнеса и его суть — подготовка основы для будущего решения. Он включает в себя долгий подготовительный период неформальных консультаций, досконального изучения деталей, создания предварительных договоренностей с ключевыми заинтересованными фигурами, особенно теми, кто в будущем примет непосредственное участие в финальном принятии решения.
http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/2017/03/14/nemawashi/

Практическая психология

SMART Notebook: интерактивные электронные образовательные ресурсы

Прием документов для поступления на обучение за счет средств республиканского (местного) бюджета, будет осуществляться в период с 03.09.2018 по 31.10.2018 по адресу: г. Минск, ул. Советская, 18, кабинет 106 (10 этаж);

  • ПН-ПТ-9.00-17.00 (без обеденного перерыва),
  • СБ-9.00-13.00;
  • 8 017 327 33 17,
  • 8 029 700 73 86;

Для оптимизации подачи документов просим заполнить Заявление в электронном виде и отправить его. Спасибо.

Для лиц, изъявивших желание обучаться на условиях оплаты, прием документов осуществляется постоянно (кабинеты №106,122

  • Срок обучения: 22 месяца
  • Форма обучения: заочная
  • Период обучения: 4 этапа по 30 дней
  • Для резидентов РБ: 1780 BYN
    Для нерезидентов РБ: 1300 $

ЗАПИСАТЬСЯ

ВНЕБЮДЖЕТ

граждане Республики Беларусь представляют следующие документы:

1) заявление установленного образца на имя ректора БГПУ;
2) оригинал и копия диплома о высшем образовании;
3) оригинал и копия приложения к диплому (выписки из зачетно-экзаменационной ведомости);
4) оригинал и копия свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;
5) паспорт и копию паспорта;
6) 3 фотографии размером 3×4 см;
7) медицинская справка о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10, установленной Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
8) оригинал и копия документа об изменении фамилии (имени, отчества), если фамилия (имя, отчество) в паспорте и в дипломе не совпадают;
9) 4 конверта с марками.

студенты очной формы получения образования двух последних курсов и обучающиеся в магистратуре учреждений высшего образования

1) заявление установленного образца на имя ректора БГПУ;
2) письменное согласие (разрешение) ректора учреждения высшего образования, в котором обучаются студенты или магистранты, с указанием курса обучения, ступени высшего образования, среднего балла успеваемости (не ниже 7 баллов);
3) справка из деканата о том, что является студентом очной формы получения образования;
4) копия зачетной книжки, заверенную в деканате по основному месту обучения;
5) паспорт (документ, удостоверяющий личность) и копию паспорта (документа, удостоверяющего личность),
6) 3 фотографии размером 3×4 см;
7) медицинскую справку о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10, установленной Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
8) 4 конверта с марками.

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (резиденты Республики Беларусь), представляют следующие документы:

1)заявление установленного образца на имя ректора БГПУ;
2) оригинал и копия диплома о высшем образовании;
3) приложения к диплому (выписки из зачетно-экзаменационной ведомости);
4) паспорт и копия паспорта;
5) оригинал и копия свидетельства о признании документа об образовании, выданного в иностранном государстве, и установлении его эквивалентности (соответствия) документу об образовании Республики Беларусь;
6) 3 фотографии размером 3×4 см;
7) медицинская справка о состоянии здоровья по форме 1 здр/у-10, установленной Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
8) вид на жительство, регистрация;
9) 4 конверта с марками.

БЮДЖЕТ

граждане Республики Беларусь представляют следующие документы:

иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (резиденты Республики Беларусь) представляют следующие документы:

Источник:
Практическая психология
Практическая психология
http://ipkip.bspu.by/prakticheskaya-psihologiya

Практическая психология образования Под редакцией и

Практическая психология образования Под редакцией и. В. Дубровиной

4-е издание, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология»

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ¦ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону ¦ Екатеринбург • Самара ¦ Новосибирск

Киев ¦ Харьков ¦ Минск

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075) П69

В. А. Иванников, докт. психол. наук, профессор В. Э. Чудновский, докт. психол. наук, профессор

И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд. психол. наук — ч. II, разд. 2 ?. Е. Данилова, канд. психол. наук — ч. II, разд. 3 Д. В. Пубовский, канд. психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 6 А. М. Прихожан, докт, психол. наук — ч. II разд. 4, гл. 1-5 Н. Н.Толстых, канд. психол. наук — ч. II разд. 5

П69 Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с: ил.

Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031000 (педагогика и психология). На сегодняшний день это единственное издание, в котором дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов, входящих в содержание дисциплины предметной подготовки «Психологическая служба в образовании». Особое внимание в ней уделяется способам практической реализации научных знаний в работе с детьми. В основных разделах учебника представлены разнообразные программы и методы работы психолога с детьми дошкольного и школьного возраста.

Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения квалификации. Он может быть также полезен педагогам, воспитателям, родителям — всем интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

ББК 88.84я7 УДК 37.015.3(075)

Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

©ВАО Издательский дом «Питер», 2004

От редактора. 10

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел I. Психологическая служба в системе образования. 16

Глава 1. История и современное состояние психологической службы

образования в нашей стране и за рубежом. 16

§ 1. Психологическая служба образования, или школьная

психология, за рубежом. 16

§ 2. Практическая психология образования в России. 25

Глава 2. Предмет и задачи психологической службы образования. 30

§ 1. Определение психологической службы образования. 31

§ 2. Теоретические основания психологической службы

§ 3. Цель психологической службы образования. 43

§ 4. Задачи психологической службы образования. 56

§ 5. Актуальное и перспективное направления в деятельности

психологической службы. 56

§ 6. Структура службы . 58

Темы для самостоятельной работы. 61

Раздел II. Деятельность практического психолога образования. 64

Глава 1. Практический психолог образования как профессионал. 64

§ 1. Профессиональное место психолога в образовательном

§ 2. Кому подчиняется и с кем работает психолог . 68

§ 3. Начало работы практического психолога в образовательном

§ 4. Содержание работы психолога. 70

§ 5. Специфика работы психолога в зависимости от типа детского учреждения. 71

‘лава 2. Основные виды деятельности практического психолога

§ 1. Психологическое просвещение. 74

§ 2. Психологическая профилактика. 80

§ 3. Психолого-псдагогический консилиум. 94

§ 4. Психологическая консультация. 97

§ 5. Психологическая диагностика. 103

§ 6. Ориентировочные нормы продолжительности различных

видов работы практического психолога образования. 144

(§ 7. Кабинет психолога в учреждении образования. 147

Глава 3. Принципы деятельности практического психолога

§ 1. Понимание индивидуальности человека как ценности. 154

§ 2. Профессиональное взаимодействие и сотрудничество

психолога с субъектами образовательного пространства. 160

Глава 4. Практический психолог как профессионал и как личность. 165

§ 1. Профессиональная позиция. 167

§ 2. Ум психолога. 169

§ 3. Личностные особенности практического психолога. 171

§ 4. Права и обязанности психолога образования. 172

Темы для самостоятельной работы. 175

Часть II. ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел I. Дошкольное детство. 180

Глава 1. Общая характеристика возраста. 180

§ 1. Особенности психического развития. 180

§ 2. Ценность дошкольного детства. 187

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми

дошкольного возраста. 190

§ 1. Практические проблемы социализации дошкольников. 190

§ 2. Проблема развития и обучения в практической работе

с дошкольниками. 199

§ 3. Развивающая работа с детьми преддошкольного

возраста (2-3 года). 203

§ 4. Развивающая работа с детьми младшего и среднего

дошкольного возраста (3-5 лет). 208

§ 5. Развивающая работа с детьми старшего дошкольного

Глава 3. Дошкольники «группы риска». 220

§ 1. Характеристика основных трудностей развития ребенка. 220

§ 2. Нарушения поведения. 223

§ 3. Отставание в психическом развитии. 229

Темы для самостоятельной работы. 233

Раздел II. Поступление ребенка в школу. 237

Глава 1. Психологическая готовность к школе. 237

§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе». 237

§ 2. Анализ существующих методов определения готовности

Глава 2. Диагностическая программа но определению психологической

готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. 248

§ 1. Научные основания разработки диагностической

§ 2. Составляющие диагностической программы. 249

§ 3. Процедура определения психологической готовности

Глава 3. Развивающая и коррекнионная работа. 264

§ 1. Коррекнионная работа. 264

§ 2. Развивающая работа. 265

Темы для самостоятельной работы. 270

Раздел III. Школьное детство, или младший школьный возраст. 274

Глава 1. Общая характеристика возраста. 274

§ 1. Особенности психического развития. 274

§ 2. Ценность младшего школьного возраста. 278

Глава 2. Что значит «уметь учиться». 279

Глава 3. Работа по развитию познавательных процессов у младших

§ I. Развитие внимания. 293

§ 2. Развитие памяти. 298

§ 3. Умственное развитие. 301

‘-»ава 4. Работа по развитию моторики. 308

р лава 5. Как помочь младшему школьнику овладеть

своим поведением. 311

Глава 6. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками

и взрослыми. 319

Глава 7. Младшие школьники «группы риска». 327

§ 1. Неуспеваемость в начальных классах. 327

§ 2. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные). 336

§ 3. Медлительные дети. 343

§ 4. Демонстративные дети. 349

§ 5. Тревожные дети. 353

§ 6. Леворукий ребенок в школе. 358

Темы для самостоятельной работы. 365

Глава 1. Общая характеристика возраста. 371

§ 1. Особенности психического развития. 371

§ 2. Проблема подросткового кризиса. 375

§ 3. Ценность отрочества. 379

Глава 2. Основные направления работы психолога с детьми младшего

подросткового возраста. 380

§ 1. Задачи развития. 380

§ 2. Начало обучения в средних классах школы. 381

§ 3. Формирование умения учиться в средней школе. 385

§ 4. Психологическая помощь при трудностях в учении. 387

Глава 3. Основные направления работы психолога в среднем

подростковом возрасте. 393

§ 1. Задачи развития. 393

§ 2. Развитие и укрепление чувства взрослости. 394

§ 3. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки,

чувства собственного достоинства. 404

§ 4. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации

§ 5. Развитие интересов. 415

Глава 4. Основные направления работы психолога в старшем

подростковом возрасте. 418

§ 1. Задачи развития. 418

§ 2. Развитие общения со сверстниками. 419

§ 3. Развитие воли. 430

§ 4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами

регуляции эмоциональных состояний. 434

§ 5. Развитие воображения. 437

Глава 5. Психологические проблемы отрочества как пубертатного

периода развития. 439

§ 1. Созревание организма. 439

§ 2. Функциональные возможности и состояния. Развитие

моторной и речевой сфер. 439

§ 3. Самооценка внешности, «физическое я». 443

§ 4. Сексуальное развитие. 444

Глава 6. Подростки «группы риска». 448

§ 1. Проблема «группы риска» среди подростков. 448

§ 2. Дебюты психических заболеваний у подростков. 451

§ 3. Подростки с акцептуациями характера и психопатиями. 453

§ 4. Невротическое развитие личности у подростков. 457

§ 5. Употребление психоактивных веществ и химическая

зависимость у подростков. 458

§ 6. Подростки с цсрсбрастеническими явлениями. 463

§ 7. Суицидальное поведение подростков. 464

§ 8. Подростки из дисфункциональных семей. 467

§ 9. Проблемы, связанные с сексуальным развитием. 469

Темы для самостоятельной работы. 472

Раздел V. Ранняя юность. 478

Глава 1. Общая характеристика возраста. 479 )

§ 1. Особенности психического развития. 479 г

§ 2. Ценность ранней юности и задачи развития. 484 \

Глава 2. Проблемы личностного развития на разных этапах раннего

юношеского возраста. 486

§ 1. Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском

§ 2. Социально-психологическая адаптация в новой группе. 489

§ 3. Установка на продление моратория. 490

1 лава 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

§ 1. Обращенность в будущее — аффективный центр жизни

в ранней юности. 491

§ 2. Жизненные цели и психологическое здоровье. 493

§ 3. Временная перспектива будущего и профессиональное

Глава 4. Юноши и девушки «группы риска». 505

§ 1. Возможные вариации взросления. 505

§ 2. Аддиктивное поведение. 506

§ 3. Юношеская сексуальность. 511

§ 4. Асоциальное поведение. 518

Темы для самостоятельной работы. 528

Часть III. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Глава 1. Психология как учебный предмет общеобразовательной

§ 1. Актуальность преподавания психологии в современной

общеобразовательной школе. 533

§ 2. Этапы «вхождения» психологии в практику школьного

§ 3. О целесообразности преподавания психологии в школе. 538

§ 4. Обоснование научного содержания курса

«Психология в школе». 543

§ 5. Когда начинать преподавание психологии в школе. 548

Глава 2. Психолого-дидактические аспекты преподавания

психологии в школе. 549

§ 1. Принципы преподавания психологии в школе. 549

§ 2. Урок психологии. 551

§ 3. Подготовка учителя к уроку. 554

§ 4. Урок и учебные ситуации. 557

§ 5. Урок и эмоциональные состояния школьников. 559

§ 6. Ученик как субъект учебной деятельности. 563

§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности. 567

§ 8. Взаимодействие ученика и учителя. 570

§ 9. Оценка и отметка. 573

Контрольные вопросы по курсу. 585

Клятва детского психолога

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди одарили меня как личность,для тех, кто идет ко мне. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — быть для людей тем, кому можно довериться. И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированное тью, непорядо чнос тью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моем

искреннем стремлении побудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой пособие по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических университетов и институтов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Педагог-психолог» или «Практический психолог образования».

На наших глазах возникла и становится массовой новая специальность — практический психолог образования (или школьный психолог, педагог-психолог). Его работа является новой формой обществен-нозначимой профессиональной деятельности. Психологи пришли в детские сады, школы, лицеи, интернаты, колледжи как гаранты права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие его индивидуальности. В их задачу входит профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного

Проживания ребенком дошкольного и школьного детства, максимальное содействие созданию таких условий, оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личностных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений и пр.

Психологическая служба, или практическая психология образования, соединила как нерасторжимое целое науку о развитии ребенка и практику реализации возможностей этого развития в условиях современных учреждений образования. Еще Л. С. Выготский подчеркивал, что «психология, которая призвана практикой подтвердить истинность своего мышления, которая стремится не столько объяснять психику, сколько понять ее и овладеть ею, ставит в принципиально иное отношение практические дисциплины во всем строе науки, чем прежняя психология. Там практика была колонией теории, во всем зависимой от метрополии; теория от практики не зависела нисколько, практика была выводом, приложением, вообще выходом за пределы науки. Теперь положение обратное; практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач» (Выготский Л. С, 1982, т. 1, с. 387).

Именно современное взаимодействие науки и практики, где так или иначе сталкиваются, переплетаются, взаимообусловливаются психологические явления и педагогические условия, порождает сложность и многозначность самого явления практической психологии образования, а следовательно, и основного ее исполнителя — практического психолога.

Психолог в образовательном учреждении, конечно, работает не только с ребенком, но и с педагогами, родителями, взрослыми, которые окружают ребенка и создают ему те или иные условия жизни и развития. Но он всегда работает ради ребенка. Центром внимания и смыслом деятельности психолога является ребенок (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник), его интересы как растущего человека и развивающейся личности, индивидуальности.

В этой книге сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.

Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции условий жизни, нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии,

на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность — жизнь детей на всех этих возрастных этапах наполнена особым содержанием, которое и составляет условие и определенный уровень их развития:

¦ особыми взаимоотношениями с окружающими (взрослыми, сверстниками);

¦ особыми способами познания окружающего мира;

¦ ведущей деятельностью, в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном возрастном этапе;

¦ системой прав и обязанностей ребенка;

¦ особым соотношением прошлого, настоящего и будущего и пр.

Не случайно Л. С. Выготский считал возраст ребенка основной проблемой науки и практики. Каждый возраст сензитивен и ответствен для определенных психологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции, на разработке и реализации дополнительных развивающих программ, педагогических мероприятий и пр. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправдано.

Авторы решали довольно сложную задачу — написать такую книгу, которая, не дублируя соответствующие учебные пособия по детской и возрастной психологии, способствовала бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога.

В пособии анализируются основные теоретические понятия возрастной психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотива-ционно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и интеллектуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний — практической психологии образования, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. Важно не только понимать, что такое психоло-

гические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию. В этой книге, с одной стороны, раскрывается самоценность каждого возраста, с другой, показано, что именно взаимообусловленность всех возрастов и составляет единый онтогенетический процесс развития.

Учебное пособие предназначено для подготовки и повышения профессиональной квалификации практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны — от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.

Книга написана авторским коллективом единомышленников, имеющих значительный опыт научной и практической работы в области Психологии развития, педагогической психологии, школьной психологической службы.

Она является одной из единого цикла учебных пособий, разработанных авторами для всех ступеней психологического образования и объединенных единой теоретико-методологической позицией:

¦ Психология: Учебное пособие для начальной школы. — М., 1998;

¦ Психология: Учебное пособие. 5 класс. — М.; Воронеж, 2000;

¦ Психология: Учебное пособие. 6 класс. — М.; Воронеж, 2001;

¦ Психология: Учебное пособие. 7 класс. — М.; Воронеж, 2002;

¦ Психология: Учебное пособие. 8 класс. — М.; Воронеж, 2002;

¦ Психология: Учебное пособие. 9 класс. — М.; Воронеж, 2004;

¦ Психология: Учебное пособие. 10 класс. — М.; Воронеж, 2004;

¦ Психология: Учебник для педагогических училищ. — М.,1999;

¦ Возрастная и педагогическая психология: дошкольный и младший школьный возраст: Хрестоматия. — М., 1998;

¦ Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. — М., 1997, 1998, 2002;

¦ Возрастная и педагогическая психология: школьный возраст: Хрестоматия. — М., 2000.

Авторы с благодарностью примут все замечания и пожелания. Наш адрес: Москва, ул. Моховая, д. 9, корпус «В», Психологический институт РАО, лаборатория научных основ детской практической психологии.

И. В. Дубровина, г. Москва, 2004 год.

Источник:
Практическая психология образования Под редакцией и
Практическая психология образования Под редакцией и. В. Дубровиной 4-е издание, переработанное и дополненное Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного
http://studfiles.net/preview/2379046/

Факультет психологии

Факультет психологии

Обучение по программам первого и второго высшего образования по направлениям подготовки «Психология» и специальности «Клиническая психология» в ММА проходят при участии Института Практической Психологии и Психоанализа. ИППиП — старейшее частное психологическое учебное заведение России, воспитавшее не одно поколение известных российских психологов. Институт был одним из первых в России частных ВУЗов, который начал осуществлять подготовку специалистов в области психологии, психологического консультирования, психотерапии и психоанализа, сделав упор на практическую направленность обучения.

Программы обучения в ИППиП не имеют аналогов в России. Они сочетают в себе серьезную академическую подготовку, основанную на лучших достижениях советской, российской и западных школ, и богатый практический опыт.

Особо хотелось бы отметить уникальный преподавательский состав, представленный лучшими российскими специалистами в области теоретической и практической психологии.

Практика включает в себя изучение и применение различных психодиагностических методик. Практические дисциплины позволяют студентам овладеть знаниями, умениями и навыками в области диагностики личности, ее индивидуальных особенностей, выявлять нейропсихологические и патопсихологические нарушения. На старших курсах студенты имеют возможность практиковаться на телефоне доверия «Ярославна», оказывая помощь различным категориям нуждающихся.

После получения диплома о высшем образовании все желающие могут продолжить обучение на программах профессиональной переподготовки, которые имеют серьезную практическую направленность. Основные программы переподготовки — трехгодичную программу «Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия», «Психологическое консультирование: теория и практика» — можно совмещать с получением высшего образования. Обучение сразу по двум программам дает возможность сразу после получения диплома открыть собственную частную практику.

Программа для студентов, получающих второе высшее образование и занимающихся по ускоренной программе, может быть сокращена на 1 год.

Подробнее о программах высшего образования и профессиональной переподготовки: www.psychol.ru

Бакавриат Заочная Очно-Заочная

No results found

Максимальный результат при обучении достигается благодаря оптимальному сочетанию практических и теоретических занятий. Наши студенты встречаются с носителями изучаемого языка, погружаются в языковую среду, посещают лекционные курсы на иностранном языке.

Заведующий кафедрой Клинической психологии и психотерапии

должность: Заведующий кафедрой Клинической психологии и психотерапии

  • Толочек В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности — М.: Измайлово, 1992. — 77 с.
  • Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. — 199 с.
  • Толочек В.А. Организационная психология: управление персоналом ЧОП и СБ. М.: Мир безопасности, 2002. — 112 с.
  • Толочек В.А. Организационная психология и стили профессиональной деятельности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — 159 с.
  • Толочек В.А. Организационная психология: управление персоналом (уч. пособие). М.: Мир безопасности, 2004. — 176 с.
  • Толочек В.А. и др. Профессиональное самоопределение субъектов: акмеологический подход (уч. пособие). М.: РАГС, 2004. — 122 с.
  • Толочек В.А. Современная психология труда. СПб.: Питер, 2005, 2006, 2008, 2010. — 432 с.

Источник:
Факультет психологии
Наука о психологии изучает душевное состояние личности, характер, память и внимание человека. Многим она очень интересна, ведь она позволяет больше узнать не только себя, но и окружающих.
http://mmamos.ru/fakultet/fakultet-prakticheskoj-psixologii-i-psixoanaliza/

COMMENTS