Проблема одиночества

Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?

Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.

Всемирная сеть Internet, совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. К примеру, сегодня во многих сферах деятельности (особенно это касается области культуры, высоких технологий, научных исследований – достаточно высокооплачиваемых направлений) роль массовых коллективных усилий для достижения успеха, ничем не отличается от разобщенных действий одиночек, объединенных Всемирной паутиной, под управлением небольшого количества талантливых руководителей. Кроме этого, развитие средств массовой информации и компьютерной индустрии привлекают к себе все больше внимания. В эти проекты вкладываются значительные денежные средства, цель которых удержать внимание зрителя как можно дольше.

И это только несколько из основных причин, стимулирующих развитие тенденции к одинокому способу жизни. Человек получил реальную возможность быть успешным без тесного контакта с социумом, именно это и является главной причиной такого явления как одиночество. Но потребность общения и контакта никуда не исчезли, просто они атрофировались, исказились, приняли ложные формы. Такая псевдосвобода, в действительности, лишает возможности вести естественный образ жизни. Худшим сценарием развития подобной ситуации, являются попытки носителей одинокого образа жизни, навязать свое мнение другим, своего рода найти подтверждение правильности своих действий среди остальных людей.

Это не касается тех людей, которые в силу определенных причин стали одинокими или не могут наладить общение: инвалиды, люди в возрасте или те, кто страдает нарушением психики. Речь идет о тех, кто добровольно замкнулся в себе и искренне верит в то, что одиночество, это нормальный образ жизни, естественная реакция на развитие современного общества. При этом многие идут дальше и отвергают семейные узы, ценности. Самый загадочный фактор в такой ситуации это то, что явлению социального одиночества в современных условиях подвержены люди молодого и среднего возраста, которые еще имеют психологическую и родительскую поддержку людей более зрелого поколения – своих родителей, которые выросли в условиях тесных общественных связей. Сложно предсказать, что будет в будущем, когда вырастет целое поколение одиноких людей, воспитанное одиночками.

Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет будут все более прогрессировать. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно (в редких случаях это происходит в полном понимании происходящего) боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности. Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.

Сегодня человеку все тяжелее себя понять, возникает все больше факторов, которые мешают и искажают восприятие этих основных для человека потребностей. Именно поэтому в городах появляется все больше одиночек. В крупных населенных центрах проще найти суррогат-заменитель (для каждого человека он свой) для настоящих чувств, отсутствие которого вызывает самую настоящую ломку. Чаще всего человек-одиночка – это личность, которая на определенном этапе, в силу обстоятельств, противопоставила себя обществу. Именно поэтому такое явление должно быть временным, но никак не постоянным. Оно могло возникнуть как защитный механизм в детстве из-за насмешек товарищей или во взрослой жизни от издевательств мужа, бывает и так. Но очень важно с одиночеством бороться, не закрываться от внешнего мира, впустить в себя хотя бы его небольшую часть и обрести покой, который так необходим мятежной душе.

Если вам понравилась данная статья, обратите внимание на материал посвященный страху перед одиночеством.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Источник:
Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?
Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. Обзор данной проблемы в настоящей статье.
http://fobiya.info/fenomen-odinochestva-v-sovremennoj-zhizni-estestvennaya-reaktsiya-na-razvitie-obshhestva

Проблема одиночества

«Мудрость часто влечет за собой одиночество. Мудрецу хорошо одному, в своем собственном обществе, наедине со своими помыслами, однако истинный мудрец не отворачивается от людей, вращаясь в самой гуще жизни, хоть его счастье и заключено в покое». Али Апшерони

Несмотря на все более увеличивающееся население нащей планеты, на разнообразие информации, человек по-прежнему остается одиноким и, более того, проблема одиночества встает все острее.

Высокие технологии служат, с одной стороны, благу человека, а с другой — разобщению. Возьмем к примеру интернет: создается иллюзорная видимость общения на форумах, в социальных сетях. Но в реальности человек по-прежнему остается один.

Если до появления интернета люди преодолевали расстояние , чтобы встретиться и пообщаться, то теперь общение происходит, не выходя из дома.
Но то было живое общение, когда мы не только видели глаза собеседника, но и жесты, чувствовали его эмоции, настроение. Более того, когда есть Присутствие, то идет общение и на энергетическом уровне, происходит взаимообмен.

Человек — существо социальное, и общение, взаимодействие с себе подобными есть условие выживания. Через другого он может видеть себя, познавать и расти.

Так почему же одиночество было и остается для многих проблемой и одним из самых существенных страхов?

На мой взгляд, человек чувствует себя одиноким, если:

Существует множество способов «убежать» от одиночества:

1. Бесцельные знакомства и постоянное общение. Человек может искать все новых и новых знакомств и общения, даже не задумываясь, зачем ему это нужно, чтобы убежать от экзистенциальной тревоги страха одиночества;
2. Просиживание в интернете;
3. Алкоголь, наркотики;
4. Постоянное «делание» чего-либо. Такая занятость помогает не останавливаться, чтобы прислушаться к себе.

Быть одному и быть одиноким — совсем не одно и то же.
Когда вы знаете, что все люди — единое целое, что мы равны друг перед другом, когда Любовь помогает сопереживать и соучаствовать, когда установлен контакт со своим Центром (равнозначно: с Природой, Богом, Абсолютом), тогда страх одиночества исчезает…
И тогда, даже если вы и одни, чувства одиночества не возникает.
Состояние гармонии и когда вы одни, и — когда с людьми.

Я не знаю иного способа избавиться от страха одиночества, кроме роста над самим собой. Идти все дальше вглубь себя и открывать новое.
Когда вы осознаете Бога, вы поймете НЕДЕЛИМОСТЬ всего сущего.
А если все есть ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ, то одиночества быть не может….

Желаю Веры и Упорства в Преодолении себя!

Если вы захотите расти над собой и справиться со страхом одиночества — я готова вам помочь!

Источник:
Проблема одиночества
«Мудрость часто влечет за собой одиночество. Мудрецу хорошо одному, в своем собственном обществе, наедине со своими помыслами, однако истинный мудрец не отворачивается от людей, вращаясь в самой
http://blog.etvita.ru/problema-odinochestva/

Проблема одиночества

Одиночество обычно переживается на двух уровнях:

1. эмоциональном: чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда ужаса;

2. поведенческом: падает уровень социальных контактов, происходит разрыв межличностных связей.

Э. Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина этого — страх умереть в одиночестве. Э. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

В социологии различают три типа одиночества.

Хроническое одиночество — развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые «не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет».

Ситуативное одиночество — наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

Приходящее одиночество — наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Среди различных типологий одиночества наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. По его мнению, существует два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество. Он назвал эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе — отсутствием доступного круга социального общения. Р.С. Вейс считал, что особым признаком одиночества, обусловленного эмоциональной изоляцией, бывает тревожное беспокойство, а особым признаком одиночества, порожденного социальной изоляцией, ощущение намеренного отторжения.

Одиночество типа эмоциональной изоляции возникает в отсутствие эмоциональной привязанности, и его можно преодолеть, лишь установив новую эмоциональную привязанность или возобновив ранее утраченную. Люди, пережившие эту форму одиночества, склонны испытывать чувство глубокого уединения, независимо от того, доступно ли им или недоступно общество других.

Одиночество типа социальной изоляции возникает в отсутствие привлекающих социальных взаимосвязей, и это отсутствие может быть компенсировано включением в такие взаимосвязи.

В любом возрасте одиночество — это реакция на дефицит качества и количества социального общения. Для тех, кто дожил до старости, неизбежна в определенной степени уединенная жизнь. Есть еще один аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это связано со складом интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам. Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел по дому у мужчины уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается.

Женщины более внимательны к своему здоровью, принимают на себя и заботу о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин. Итак, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них больше социальных ролей, чем у мужчин.

Проблема одиночества в старости приобретает такую специфическую черту, как вынужденное уединение, причиной которого является физическая немощь, инвалидность, затруднения при решении повседневных гигиенических и бытовых вопросов.

Для пожилых людей, имеющих инвалидность, проблема одиночества становится особенно острой и наблюдается на обоих уровнях. Причем для пожилого инвалида приоритетной причиной возникновения одиночества становится проблема его социальной адаптации, низкий уровень успешности социализации в связи с его статусом пенсионера. Пожилые инвалиды не имеют возможности проявлять ту же активность, что проявляли в более молодом возрасте, имеют ограничения по состоянию здоровья, их прежние социальные связи часто рушатся и далеко не каждый пожилой человек имеет возможность сформировать новые, особенно в случае, когда ограничены его физическая подвижность и/или интеллектуальная активность.

Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Социальное состояние инвалидности включает в себя:

— с экономической точки зрения, ограниченность и зависимость, вытекающие из низкой трудоспособности;

— с медицинской точки зрения, длительное состояние организма, ограничивающее или блокирующее выполнение им обычных функций;

— с правовой точки зрения, статус, дающий право на компенсационные выплаты, другие меры социальной поддержки;

— с профессиональной точки зрения, состояние затрудненной, ограниченной возможности трудоустройства (или состояние полной нетрудоспособности);

— с психологической точки зрения, особый поведенческий синдром и состояние эмоционального стресса;

— с социологической точки зрения, утрату прежних социальных ролей.

Некоторые инвалиды усваивают поведенческие стандарты жертвы, не способной самостоятельно разрешить хотя бы часть собственных проблем, и возлагают ответственность за свою судьбу на других — на родственников, на сотрудников медицинских и социальных учреждений, на государство в целом. Такой подход формулирует новое представление: лицо с отклонениями — это инвалид, обладающий всеми правами человека, который находится в положении неравноправия, сформированном барьерными ограничениями среды, которые он не может преодолеть вследствие ограниченных возможностей своего здоровья.

Социальная адаптация пожилого инвалида также связана с объективным изменением статуса пожилого человека в обществе и семье в связи с выходом его на пенсию и прекращением трудовой деятельности, изменением размеров и источника дохода, состоянием здоровья, существенным изменением образа жизни и снижением ее качества, утратой им значительного количества социальных связей.

Также необходимо отметить, что изменения среды, в общем случае происходящие относительно плавно и постепенно, в современном российском обществе произошли достаточно быстро в связи с радикальным реформированием экономики и носят кардинальный характер, что существенно ухудшило сами условия адаптации и придало ей специфический характер. В новых социально-экономических и моральных условиях пожилой человек, большая часть жизни которого прошла в обществе другого типа, дезориентируется в связи с тем, что новый тип общества представляется ему чуждым, не соответствует его представлениям о желаемом образе и стиле жизни, поскольку противоречит его ценностным ориентациям.

Помимо этого, можно выделить большое количество изменений в жизни пожилого инвалида, которые обусловливают сложность его социальной адаптации и, как следствие, социальную изоляцию: негативное отношение к пожилым в обществе (геронтофобия), изменение семейного статуса (связанное с выделением детей в отдельное домохозяйство, вдовством и следствием этих обстоятельств одиночеством, утратой смысла жизни), снижение экономического статуса, проблема избыточного досуга, частичная степень к самообслуживанию вследствие инвалидности и т. п. Эти и другие факторы приводят к тому, что пожилой человек проникается чувством собственной невостребованности, ненужности, заброшенности, что существенно ухудшает его социальное самочувствие и затрудняет адаптацию в обществе.

В результате проблема одиночества пожилых инвалидов в большей степени несет в себе социальные аспекты. Современные тенденции к урбанизации, изменению ценностных ориентиров ставят в приоритет потребности личности, делая при этом малозначимыми традиционные ценности, особенно связанные с традициями поддержки членов семьи и уважению к пожилым людям. Самостоятельность становится основополагающей успешной жизни, и ее отсутствие ведет к общественному осуждению. В результате пожилые инвалиды часто не имеют возможности просить помощь, основываясь на морально-этических аспектах, формирующемся чувстве стыда за свою беспомощность, опасении, что их начнут воспринимать как обузу.

Отношения с детьми, которые могут устранить существующие проблемы, в том числе и проблему одиночества, далеко не всегда являются оптимальным выходом, так как дети могут не иметь возможности ухаживать за своими родителями в связи с тяжелым финансовым положением, отсутствием жилья и наконец психологической несовместимости. Взрослые дети могут проживать далеко от места проживания родителей и не иметь возможности переехать, а пожилые инвалиды отказываются переезжать к ним, опасаясь стать обузой и утратить свою самостоятельность. Пожилые люди могут не иметь родственников и, утратив существовавшие ранее социальные связи, полностью остаться без поддержки, теряя возможность получать даже элементарный бытовой уход при возникновении у них тяжелых заболеваний, которые ведут к инвалидности.

Одной из проблем одиночества пожилых людей и пожилых инвалидов является конфликт в семье.

Межпоколенческий конфликт в семье — это конфликт между представителями разных поколений: между родителями и детьми, между бабушками, дедушками и внуками, между свекровью и снохой, между тещей и зятем и др.

По результатам опросов, конфликты в семьях возникают между супругами — в 50% случаев, между родителями и детьми — в 84%, между детьми — в 22%, между прородителями и внуками — в 19%, между другими членами семьи — в 43%. Как видим, межпоколенческий конфликт между родителями и детьми является более распространенным.

В результате конфликта пожилые люди испытывают серьезный стресс, могут подвергнуться насилию (физическому, эмоциональному, финансовому и т.п.), оказаться в изоляции и беспомощном состоянии, когда более молодые члены семьи уклоняются от общения и заботы о престарелых и пожилых инвалидах. Крайней формой межпоколенческого конфликта является отказ семьи от пожилого человека с его последующим вынужденным переездом в дом для престарелых и инвалидов. Такая психологическая травма может привести к одиночеству пожилых людей, к отказу от общения и нежеланию бороться за дальнейшую жизнь.

Все более актуальной также становится и проблема отсутствия у пожилых людей возможности общаться друг с другом, иметь увлечения, хобби, организовывать свой досуг. Отсутствие подобных возможностей способствует развитию субъективного состояния одиночества.

Таким образом, одиночество — это характерное для человека явление, требующее внимательного изучения. Каждый тип одиночества — особая форма самосознания, которая свидетельствует о разрыве отношений и связей, составляющих жизненный мир человека. Знание проблемы одиночества дает возможность понять переживания одинокого человека, более тщательно проанализировать феномен одиночества, его источники, а также оценить воздействие одиночества на жизнь. Эта проблема, наиболее остро стоящая перед пожилыми инвалидами, и возможности ее решения стимулируют развитие и совершенствование социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами. Значительную роль при этом играет профессиональная помощь, оказываемая социальными работниками, чаще всего, при социальном обслуживании пожилых инвалидов на дому.

Источник:
Проблема одиночества
Одиночество обычно переживается на двух уровнях: 1. эмоциональном: чувство полной погруженности в себя, покинутости, обречённости, ненужности, беспорядка, пустоты, чувства потери, иногда
http://studbooks.net/685719/sotsiologiya/problema_odinochestva_pozhilyh_invalidov

Проблема одиночества в контексте философии Текст научной статьи по специальности — Общие проблемы современной социальной философии

Проблема одиночества в контексте философии Текст научной статьи по специальности «Общие проблемы современной социальной философии»

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Юдич Екатерина Александровна

Рассматриваются феноменологический, экзистенциальный и когнитивный подходы к изучению проблемы одиночества , сформулированные в работах западных исследователей, а также опыт российской национальной философии в осмыслении данной проблемы. Сделан вывод о том, что изучение философских аспектов феномена одиночества должно быть взаимосвязано с изучением национальных философских и религиозно-философских идей, традиций, направлений

Похожие темы научных работ по философии , автор научной работы — Юдич Екатерина Александровна,

Phenomenological, existential and cognitive approaches to the study of loneliness problem stated in the works of western researches as well as the experience of Russian national philosophy in understanding this problem have been considered. The conclusion was drawn that studying the philosophic aspects of loneliness phenomenon should be connected with the study of national philosophic and religious-philosophic ideas, traditions, directions.

Текст научной работы на тему «Проблема одиночества в контексте философии»

?зации вытекает из принципа атрибутивной относительности, содержание которого состоит в том, что свойства вещей и их структуры выявляются во взаимодействии и потому зависимы от фона таких взаимодействий. Фоном взаимодействия компонент самоопределения выступают культура и социальность.

Итак, основное содержание жизненного самоопределения составляют его компоненты: метафизическая, экзистенциальная, культурно-семантическая и социальная. Механизм действия самоопределения складывается через субъективные смыслообразования, которые задают целостность

мировосприятия и самого субъекта самоопределения, и корректируют данный процесс, и вместе с этим его жизненные стратегии и ориентации; последние действуют как регуляторы жизненного пути личности, истории формирования человека, задающей динамизм и логику, напряженность и противоречия его бытия. Посредством замыслов и проектов совершается процесс сопоставления реального и идеального, должного и сущего, объективного и субъективного, в рамках которого (сопоставления) возникает нечто новое: представления, цели, стратегии, которые в последствии и реализуются в повседневных практиках.

1. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 220 с.

2. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. — 2000. — № 3. — С. 131-140.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла / под общ. ред. Л.Я. Гоз-мана и Д.А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

4. Бауман З. Индивидуализированное общество / под ред.

B.Л. Иноземцева. — М.: Логос, 2002. — 390 с.

5. Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. — 1995. — № 1. —

6. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. —

1994. — № 5. — С. 5-19.

7. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. — М.: Директ-Медиа, 2009. — 311 с.

8. Буева Л.П. Культура, культурология и образование (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. — 1997. — № 2. -С. 3-57.

9. Бергер П. Общество в человеке // Социологический журнал. —

1995. — № 2. — С. 162-180.

Поступила 30.08.2010 г.

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ

Томский политехнический университет E-mail: yudich@yandex.ru

Рассматриваются феноменологический, экзистенциальный и когнитивный подходы к изучению проблемы одиночества, сформулированные в работах западных исследователей, а также опыт российской национальной философии в осмыслении данной проблемы. Сделан вывод о том, что изучение философских аспектов феномена одиночества должно быть взаимосвязано с изучением национальных философских и религиозно-философских идей, традиций, направлений.

Одиночество, проблема одиночества, опыт одиночества, жизненный мир человека, подход, теория, феномен. Key words:

Loneliness, problem of loneliness, experience of loneliness, lifeworld of the person, approach, theory, phenomenon.

Традиционно состояние одиночества связывают либо с внутренним рефлективным разладом личности, либо с разрывом или нехваткой определённых социальных связей, либо и с тем, и с другим одновременно. Иными словами, состояние одиночества рассматривается, как правило, с двух позиций: с позиции внутреннего мира человека, испытывающего одиночество, и с позиции социального окружения одинокого человека.

В первом случае перед исследователями встаёт вопрос: «Что именно есть в этом человеке, что позволяет ему ощущать себя одиноким?» В поисках

ответа на данный вопрос анализу и детальному изучению подвергаются ментальные установки, образ мышления, модели поведения, самооценка, привычки, жизненный опыт человека — всё то, что формируется в процессе воспитания, становления и развития конкретной личности.

Во втором случае возникает вопрос: «Какие общественные реалии позволяют человеку или социальной группе переживать состояние одиночества?» И тогда объектом исследования становятся различные социальные процессы, явления, трансформации, влекущие за собой негативные пере-

мены в образе жизни определённых социальных групп и, как следствие, стрессовые переживания представителями этих групп утраты стабильности, безопасности, защищённости; а также социальные процессы, явления, трансформации, являющиеся непосредственными причинами возникновения и усугубления состояния отчуждённости и одиночества.

Психология и социология (в рамках этих научных дисциплин проводится наибольшая часть исследований по проблеме одиночества) обозначают два аспекта измерения состояния одиночества: личностный и социальный, а также разделяют причины возникновения этого состояния на субъективные и объективные: на те, что подконтрольны человеку и могут быть им устранены или преобразованы, и на те, что не зависят от действий одного конкретного человека; однако стоит понимать, что субъективные и объективные причины тесно связаны и взаимозависимы и что их полное разграничение довольно условно [1. С. 48].

Феномен одиночества изучается также в рамках философии.

Известно, что проблема одиночества существовала во все времена. Степень актуальности данной проблемы всегда зависела от конкретных исторических условий, однако исследовательский интерес к теме одиночества не угасал никогда, именно поэтому проблема одиночества имеет не только индивидуально-психологические, социальные и философские, но и исторические корни.

В настоящее время, согласно различным научным исследованиям, одиночество становится поистине глобальной, общечеловеческой проблемой, затрагивающей самые разные слои населения как развитых, так и развивающихся стран [1. С. 47-48]. Интересен ещё и тот факт, что проблема одиночества не лежит на поверхности и что симптомы этой проблемы бесчисленны, вариативны, взаимосвязаны с множеством других личностных и социальных противоречий. Можно с уверенностью предположить, что одиночество как таковое является первопричиной целого ряда социальных проблем и бедствий. За аморальным, асоциальным либо де-виантным поведением нередко скрывается неразрешённая проблема одиночества, побуждающая человека или группу людей действовать неосознанно, импульсивно и не всегда адекватно.

Кроме того, согласно последним медицинским исследованиям, проблема одиночества сказывается не только на психо-эмоциональном состоянии, но и на физическом здоровье человека, а именно: провоцирует развитие серьёзных заболеваний, распространение которых принимает в настоящее время массовый характер [2].

Современный образ жизни, характеризующийся низким уровнем осознанности и всё возрастающей динамикой социальных модификаций, позволяет проблеме одиночества оставаться в тени, обнажая при этом те аспекты данной проблемы, которые воспринимаются и изучаются не в каче-

стве компонентов одной системы, а как самостоятельные, не связанные друг с другом явления, имеющие различные источники и причины возникновения.

Проблема одиночества находится в тесной взаимосвязи с другой проблемой — проблемой счастья и благополучия, если понимать под «счастьем» и «благополучием» не только удовлетворённость отдельно взятого человека качеством своей жизни (здоровье, отношения, безопасность, финансовая стабильность, возможности для всестороннего развития), но и благосостояние всего общества в целом (высокий уровень экономического развития, социальная безопасность и защищённость, равный доступ к благам и т. д.).

Таким образом, проблема одиночества — это не проблема одного человека или группы населения, отчуждённой по каким-то причинам от социальных благ или возможностей, а проблема всего современного общества в целом. Глобализация захватила не только экономическое и культурное пространство, она сделала единым и социальное пространство, а значит, объединила и социальные проблемы.

Проблеме одиночества посвящено немало литературы, в основном это психологическая и социологическая литература западного происхождения (Европа, Северная Америка), а также художественная литература, в которой феномен одиночества описывается и анализируется, как правило, в тесной связи с целым рядом других философских проблем.

Существующие социально-философские подходы и направления, объясняющие сущность проблемы одиночества, недостаточно проработаны. Этим подходам не хватает философского осмысления феномена одиночества. Среди наиболее проработанных и систематизированных подходов особого внимания, в первую очередь, заслуживают феноменологический и экзистенциальный подходы.

В рамках феноменологического подхода к изучению проблемы одиночества жизненный мир человека рассматривается в качестве открытой динамической системы, которая не только сообщается с феноменами, находящимися за пределами самой системы, но и выстраивает относительно прочную цепочку взаимодействия субъективных особенностей данной конкретной системы (эти особенности определяются характером реакций на внешнее окружение) [3. С. 21]. Иными словами, жизненный мир человека индивидуален, сложен, един и при этом не статичен, что предопределяется постоянным взаимодействием с внешними объектами (буквально вторжением этих объектов), постоянным развитием социального целого и составляющих элементов, а также самой природой человека.

С точки зрения феноменологии одиночество вносит качественный разлад в систему жизненного мира человека: одиночество не разрушает саму систему, но оно оказывает существенное влияние на функционирование системы, на характер и упорядоченность субъективных переживаний. Жиз-

ненный мир человека, переживающего одиночество, становится более субъективным, более узким в социальном плане и, как следствие, менее динамичным, менее оперативным. Одиночество как переживание становится одиночеством как самосознанием. Что запускает этот процесс? В рамках феноменологического подхода изучается несколько аспектов жизненного мира человека, «уязвимых» с точки зрения проблемы одиночества.

В рамках феноменологического подхода одиночество рассматривается как комплексное явление, истоки которого находятся одновременно и внутри, и за пределами системы [1. С. 51-53]. Реакции на одиночество (сознательный выбор реакций), характер переживания одиночества (осознаваемый характер) есть новые возможности развития жизненного мира человека, новые вызовы, новые столкновения внешнего и внутреннего, результаты которых не могут определяться исключительно в пределах шкалы «плохо» — «хорошо». Данный взгляд на проблему одиночества расширяет смысловые границы самого термина «одиночества»; одиночество перестаёт пониматься как личностное явление, одиночество — это и форма самосознания, и надличностный процесс.

В связи с этим в феноменологии выделяют четыре грани одиночества: космическую, культурную, социальную и межличностную (интимную) [3. С. 21-51]. О космической грани одиночества уместно говорить тогда, когда мы имеем дело со стрессовыми переживаниями, вызванными невозможностью или потерей внутренних и внешних связей человека с природой, с Богом, с тайнами мироздания (осознание подобных связей, ихха-рактер, а также степень их проявления и глубины определяются субъективными особенностями жиз-

ненного мира личности). Культурная грань одиночества характеризуется мнимым или реальным разрывом культурных связей, наличие которых давало человеку ощущения защищённости, определённости и стабильности. Социальная грань одиночества применима к определённым социальным группам, переживающим социальную изоляцию вследствие политических, экономических или иных причин. Межличностная грань определяется количеством и качеством тесных эмоциональных связей, отсутствие которых обычно считается самой распространённой и наиболее тягостной формой одиночества [3. С. 50].

Как правило, опыт одиночества является многогранным и затрагивает сразу несколько аспектов жизненного мира человека: испытываемый при этом стресс не всегда явно указывает на наличие проблемы одиночества, и потому человек, борясь со стрессом, борется с последствиями, а не с причиной проблемы и, значит, не ищет решение, а лишь создаёт иллюзию поиска решения. Проблема одиночества, таким образом, указывает на другую проблему современного человека — на отсутствие осознанности, осознанного отношения к жизни.

Предложенная в рамках экзистенциального подхода трактовка понятия «одиночество» пересекается с эмоционально-смысловыми значениями понятий «свобода», «человеческий дух», «личность»: утверждение непреодолимости человеческого одиночества становится лишь внешней формой, за которой скрывается глубокое проникновение в сущность явления; и если феноменологический подход определяет содержание понятия «одиночество» посредством анализа факторов, предопределяющих опыт одиночества (то есть одиночество рассматривается в качестве «побочного» со-

стояния), то в рамках экзистенциального подхода одиночество выступает в качестве заданной характеристики существования, а не в качестве этапа развития или некоего состояния в определённый период жизни.

Не одиночество, а бегство от одиночества делает человека несчастным, неудовлетворённым, слабым, сомневающимся [1. С. 55]. В этом экзистенциальный подход перекликается с феноменологическим, а именно: проблема одиночества тесно связывается с проблемой осознанности.

Определённую ценность в изучении проблемы одиночества представляет когнитивный подход, научно-практические наработки которого во многом перекликаются с достижениями и открытиями представителей интеракционистского подхода. В частности, теоретическое обоснование проблемы одиночества в рамках обоих подходов строится на базе анализа эмпирических данных и результатов экспериментов.

Западные теории основываются, как правило, на эмпирическом материале и описывают отдельные аспекты одиночества, именно поэтому только совокупность этих теорий, дополняющих друг друга и открывающих новые измерения одиночества в противостоянии и противоречии друг другу, даёт наиболее полное представление о феномене одиночества [1. С. 47-48].

Современная российская научная литература, посвящённая проблеме одиночества, предлагает, в основном, анализ и классификацию западных теорий, традиций, накопленных материалов и опыта, а также делает попытки избирательного перенесения западных наработок на российскую почву и осмысляет возможные результаты такого перенесения [5].

Вместе с тем, в российской литературе, прежде всего, в трудах классиков национальной философии, имеются свои собственные уникальные взгляды на проблему одиночества, которые не только освещают принципиально иные аспекты одиночества, в отличие от западных теорий, но и представляют собой перспективные направления для дальнейших исследований и изысканий, для дальнейшего развития, которые не привязаны к конкретному историческому контексту и потому могут быть перенесены как на современ-

ную российскую действительность, так и на реалии западного общества.

В рамках российской национальной философии сложилось устойчивое представление об одиночестве как об одном из феноменов взаимодействия в системе «Бог-человек»: одиночество не является ни следствием влияния внешних факторов, ни заданным параметром человеческого бытия, -одиночество представляет собой состояние, формирующееся в результате неосознанного или намеренного разрыва связи человеческого «я» с Богом. Инициатором такого разрыва всегда выступает человек.

Как пишет С.Н. Булгаков [6. С. 223], каждое человеческое «я» получает от Бога индивидуальный, неповторимый план жизни. Имея свободу выбора (свободу отказа), человек либо принимает, частично или полностью, либо отвергает этот план. Следование плану невозможно без единения с Богом, вместе с тем единение с Богом исключает возможность одиночества, поскольку Бог — это любовь, а любовь — это свободное проявление духа.

Согласно Н.А. Бердяеву [7. С. 98-112], человек, изолирующий себя от Бога, лишается непосредственного опыта духовной жизни и неизбежно сталкивается с болезненным переживанием одиночества, причины которого он ошибочно видит в себе, других людях или окружающем мире. Одиночество предопределяется несовершенством человека, однако реальный опыт одиночества не обусловлен человеческой природой, такой опыт обусловлен выбором, совершаемым человеком.

В свою очередь, Л.П. Карсавин [8. С. 33-38] развивает мысль о том, что одиночество проявляется при отсутствии единства человеческого «я» и Бога. Степень этого единства, как и его отсутствие, определяется самим человеком, которому изначально дана такая возможность. По сути, опыт человече-

ской жизни — это опыт воссоединения человеческого «я» с Богом. Воссоединения посредством познания, посредством мыслительной работы не является полным; в таком воссоединении преобладает разделение, результатом которого становится переживание одиночества. Избавление от одиночества и внутренних страданий стоит искать не в сопротивлении и не в борьбе, а в обретении тождественности, в обожествлении человеческого «я» — иными словами, в деятельностном процессе единения личности с Божественным началом.

Работы русских философов объединены общей идеей, общим настроением, они гармонично дополняют друг друга и не имеют принципиальных, существенных противоречий, тогда как западные теории строятся на взаимоисключающей основе, отчего их и рассматривают в сравнении и противопоставлении.

Вместе с тем, и западные, и российские философские традиции в отношении изучения феномена одиночества имеют общие культурно-исторические корни, в частности в христианском мировоззрении, а именно в библейской картине мира, постоянно меняющееся толкование которой сопровождало (и сопровождает) этапы исторического развития человечества последние несколько веков.

Так, повествование о первородном грехе затрагивает и проблему одиночества. Отведав плод с дерева познания добра и зла, Адам и Ева ослушались Создателя, вследствие чего были изгнаны из рая. Грехопадение отделило существование человека от Бога, но важен даже не сам факт разделения (изгнания), а то, что разделению предшествовало обретение человеком сознания — возможности познавать себя, предметы и явления в их двойственности (добро и зло), разделять и оценивать их в процессе когнитивной деятельности, совершая тем самым нравственный выбор (познание добра и зла). Иными словами, человек научился разделять единое, научился воспринимать мир раз-

делённым, составленным из элементов и вместе с тем целостным, наделённым смыслом. Одиночество как одна из реалий новой жизни — жизни за пределами рая — связана не только с фактическим отрывом человека от Бога, но и с потерей тождественности, единства, то есть с разделением внутри самого человека. Преодоление этого разделения, а значит, и преодоление одиночества лежит на пути возвращения к Богу, на пути отказа от разделения, на пути поиска и обретения единения с Божественным. Невозможность такого единения посредством только познавательной деятельности (посредством человеческих усилий) рассматривается в работах российских философов, опиравшихся в своих исследованиях на комплексный анализ библейских сюжетов и текстов [6. С. 414-422].

Стоит отметить, что глубокий интерес к проблеме одиночества является общей чертой практически всех известных религий и религиозных верований. Интерес к данной проблеме связан с познавательной деятельностью человека, стремящегося объяснить устройство своего внутреннего мира и устройство мира внешнего, сложность и многообразие которых наводят на размышления о возможности существования некой иной реальности, таящей в себе объяснение, источник, первопричину всех явлений окружающей действительности. Именно познавательный процесс инициирует вычленение понятия одиночества из общей картины

мира. В религиозном мировоззрении, мироощущении феномен одиночества возникает не в пределах человеческого существования, а на стыке человеческого бытия и бытия божественного.

В итоге можно сделать вывод о том, что представители российской национальной философии понимают одиночество в большей степени как экзистенциальный опыт человека, нежели эмоциональный, а источником такого опыта является возможность человека делать выбор в соответствии со своими знаниями о себе, обществе, мире и Боге.

Необходимо подчеркнуть, что приоритетным направлением изучения феномена одиночества должно стать дальнейшее развитие национальных философских идей и традиций, предоставляющих возможность достичь иного, более глубокого понимания сути явления, рассмотренного в работах западных исследователей в историческом и социально-культурном измерениях. Кроме того, представляется перспективным использование компаративистского метода исследования при изучении проблемы одиночества, поскольку имеющиеся эмпирические и теоретические материалы по данной проблеме, накопленные и сформированные в рамках различных культур, предлагающих различные точки зрения (различные гипотезы), требуют детального сравнительного анализа, результатами которого могут стать новые открытия в области философского осмысления феномена одиночества.

1. Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа // Вестник РУДН. Сер. Социология. — 2003. — № 4-5. -С. 47-58.

2. Берк М. Одиночество убивает // Forbes Russia — новостной сайт о бизнесе, финансах, карьере и стиле жизни. 2009. URL: http://www.forbesrussia.ru/mneniya/idei/22679-odinochestvo-ubi-vaet (дата обращения: 14.02.2010).

3. Садлер У., Джонсон Т. От одиночества — к аномии. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. — М.: Прогресс, 1989. — 624 с.

4. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. — М.: Республика, 1995.- 464 с.

5. Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества. Социологические и психологические очерки. — М.: Логос, 2008. — 422 с.

6. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Прогресс, 1994. — 460 с.

7. Бердяев Н.А. Дух и реальность. — М.: Изд-во АСТ, 2007. -381 с.

8. Карсавин Л.П. Путь православия. — М.: Изд-во АСТ, 2003. -557 с.

Источник:
Проблема одиночества в контексте философии Текст научной статьи по специальности — Общие проблемы современной социальной философии
Рассматриваются феноменологический, экзистенциальный и когнитивный подходы к изучению проблемы одиночества, сформулированные в работах западных исследователей, а также опыт российской национальной философии в осмыслении данной проблемы. Сделан вывод о том, что изучение философских аспектов феномена одиночества должно быть взаимосвязано с изучением национальных философских и религиозно-философских идей, традиций, направлений
http://cyberleninka.ru/article/n/problema-odinochestva-v-kontekste-filosofii

COMMENTS