Психологические уловки

Глава 17

Ложь, обман, дезинформация… — основное орудие манипулятора. С помощью обмана можно эффективно влиять на человека — складывать у него нужные убеждения, менять отношение одного человека к другому, что-то обещать (а потом не отдавать), провоцировать, устраивать подлоги, подставлять.

Психологический окрас обмана, как и любой другой манипуляции, зависит от целей, с которыми человек обманывает, что-то выдумывая и придумывая… Обманывать можно, конкретно подставляя человека, обманывать можно в прагматичных целях, реализуя собственный интерес, обманывать можно и во благо, потому что надо (для правого дела), или потому что правда может принести вред.

— «Я бабушка одинокая, у меня квартирка в центре… я, пожалуй, на вас ее и перепишу… « — все врачи тут же закрутились вокруг такой «одинокой» бабули… (из сериала «Интерны»)

В универмаге к девушке подходит старушка.
— «Примерь, — говорит, — деточка, халатик. У внученьки моей такой же размер, как у тебя». Примерили -не подходит. «Дай другой принесу, не обессудь». И вот стоит девушка в примерочной кабине раздетая, а бабушки все нет и нет. Исчезла бабушка. вместе с сумкой доверчивой помощницы.

Муж забыл закрыть свою страницу в «Одноклассниках»- там 1000 друзей, среди которых 900 «одноклассниц»… Жена тут как тут:
«У тебя что, 900 одноклассниц было? — Да, отец военным был, из гарнизона в гарнизон часто переезжали. Да, и к тому же я и учился плохо, то и дело на второй год оставляли… (сюжет Cоmedy Club)

Обманный маневр Володи Шарапова.
«. Она не вызывала у меня подозрений, да и почему-то мне стало ее жалко, но поскольку главная добродетель сыщика, по словам Жеглова, все-таки есть хитрость и сам я полагаю также, то я слукавил:
— Да как вам сказать… Здорово похож он на одного злостного алиментщика. Двоих ребят бросил, а сам порхает… — И, разведя руками, я широко улыбнулся, а потом добавил, понизив голос: — Нам по приметам дворник-то ваш и подсказал… — На лице у Соболевской появилось прежнее брезгливое выражение, но я, не давая ей времени на размышления, попросил: — Имя-то ничего еще не говорит — вы же в его паспорт не смотрели? Опишите его — какой он (Фокс)?»
(братья Вайнеры «Эра милосердия»)

Рассмотрим другие обманные манипуляции — приемы и ходы

«Самый опасный враг тот, которого не принимаешь в расчет…»

Что происходит с человеком, когда он чувствует слабость своего противника:
— он ощущает собственную непобедимость, превосходство, безграничную силу
— он расслабляется, не воспринимая всерьез своего противника
И поэтому, раскрывается, и в результате, попадается.

Именно так, физически сильные и самонадеянные не редко проигрывают более слабым, но вертким, гибким и хитрым.

И это хорошо работает не только в силовых, физических единоборствах, но и психологических — «признать свое поражение», «включить дурака» и т.д. — обманные приемы обратной стороны:

«прикидывайся безумным, сохраняя рассудок» и тебя не будут принимать всерьез — начнут делиться сокровенным, раскрывать при тебе тайны…

— «сначала будь как невинная девушка и противник откроет свою дверь, потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите»

— когда у тебя нет хода — не делай ничего, оставайся на месте или отойди в сторону, возьми паузу, а дальше наберись сил и «разрули» все, как надо, или как считаешь нужным…

Говорят, что «ягненок в волчьей шкуре иногда страшнее, чем волк, в овечьей».
Да, «ягненок в волчьей шкуре» выглядит страшнее, но «волк в овечьей» — опасней, хотя «ягненок», создавая видимость опасности, может такой видимостью выиграть у по-настоящему сильных и опасных. — все зависит от того, насколько убедительно он эту силу будет демонстрировать.

Примеров таких ситуаций масса:
— блеф в карточной (и не только) игре
— перевоплощение в «крутого», чтобы произвести впечатление на крутых
— в военном деле тактика используется для дезинформации противника о собственных силах и ресурсах посредством парадов, камуфляжа, маскировки, особенностей ландшафта, погоды, а также для поднятия духа своих войск в неблагоприятно развивающейся обстановке (см. 36 китайских стратагем).

«Потёмкинские деревни» — бутафорские деревни, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в северное Причерноморье — Новороссию и Тавриду (которые были отвоёваны у Османской империи): в недавно глухой местности императрица увидела множество строений, войска, процветающее население. Предстал её взору и Черноморский флот в Севастополе. Эти достижения удивили не только государыню, но и представителей иностранных дворов, которые путешествовали вместе с ней, а также присоединившегося к ним инкогнито австрийского императора Иосифа II.

В общем, скрывай свою слабость, недостатки, просчёты или некомпетентность посредством создания иллюзии уверенности, силы, «крутизны». приукрашивай реальность — и к тебе начнут относиться с особым вниманием, восхищаться, где-то опасаться, «кидать карты на стол», сдаваться.

Источник:
Манипуляция: методы влияния
Ложь, обман, дезинформация…- основное орудие манипулятора… С помощью обмана можно складывать нужные представления и убеждения…, менять отношение одного человека к другому, устраивать подставы, провокации, подлоги… Хотя креатив- это всегда творчество, изобретательность, находчивость, но не лишено и своих тактических приемов, уловок и ходов… Среди них уловки
http://www.nrpsy.ru/vliyanie_ulovki.html

Манипуляция: методы влияния

Если вам по роду деятельности часто приходится вести споры или выступать публично, вы наверняка сталкивались с риторическими уловками, которые сбивали вас с мысли или заставляли принимать несколько иное решение, чем планировалось изначально. Чтобы впредь не попадать в такие ситуации, предлагаем познакомиться с основными типами риторических уловок.

В ораторском искусстве существует немало приёмов, которые относят к уловкам. В зависимости от сферы применения их разделяют на три группы:

-процедурные (позволяют манипулировать мнением аудитории или суда);

— логические (основаны на логических парадоксах и подмене одного значения другим, часто такие уловки называют софизмами);

— психологические, основанные на воздействии на сознание и самооценку оппонента.

Подробнее психологические уловки

Некоторые специалисты делят психологические уловки на допустимые и недопустимые, но поскольку никто не застрахован от встречи с недобросовестным оппонентом, расскажем об основных.

Разговор на повышенных тонах, оскорбительные обвинения. Дипломат никогда не позволит себе ничего подобного, а вот в политических дебатах такие случаи встречаются часто. Один из выступающих позволяет себе часто перебивать говорящих, выкрикивать с места, заявлять противникам «Вы ничего не понимаете в этом вопросе», «Это заявление профана». В результате подобных действий выступающий нервничает, переключается с содержания выступления на спор, поэтому не всегда доводит свою точку зрения до аудитории. Рекомендация: игнорируйте подобные заявления.

Быстрый темп речи – ещё одна психологическая уловка, правда, не каждый умеет ею воспользоваться: человек уверенно говорит о проблеме, но крайне размыто и «по кругу», однако настолько быстро, что вы не успеваете вставить и слова. Постепенно и вы, и аудитория теряет нить рассуждения и интерес к происходящему, поэтому оратор, использовавший эту уловку, теперь может склонить присутствующих в свою пользу. Рекомендация: устанавливать регламент, задавать чёткие вопросы выступающему «на глубину изучения проблемы».

Замена терминологии – приём, основанный на замене стилистически нейтральных слов на слова, вызывающие негативную реакцию: сотрудник разведки – шпион, государственные служащие – аппаратчики.

Смещение акцента – умышленное проявление внимания к деталям и уход в сторону от сути проблемы. Уловка может использоваться как выступающим (такое поведение создаёт у окружающих впечатление глубокого изучения проблемы говорящим), так и оппонентами (проявляя интерес к второстепенному, они переключают внимание выступающего, в результате он теряет нить рассуждения и выглядит не так убедительно).

Имитация личной незаинтересованности – оратор всячески обращает внимание на то, что лично он от такого решения проблемы проиграет, но общее дело выиграет, что он жертвует своими интересами ради общих. Рекомендация: не спешить с выводами, если возможно, попросить и перерыве и подробнее изучить детали.

Ложный стыд – классика жанра психологических уловок. Суть уловки в том, что выступающий сознательно обращается к авторитетному противнику примерно с такими словами: «Я говорю общеизвестные истины, и вот Пётр Петрович, большой специалист в этой области, может подтвердить мои слова». Практика показывает, что противник в этом случае возражает крайне редко. Рекомендация: если вы оказались на месте такого «Петра Петровича», не стесняйтесь отстаивать свои интересы. Есть очень удобные фразы: « Хочу уточнить свою позицию», «Я согласен в этом вопросе, а вот в другом – категорически против».

«Лжезнание» истинных мотивов – эта уловка призвана заставить выступающего оправдываться. Например: «Фома Фомич в силу определённых обстоятельств не может нам всего рассказать. Если бы он говорил от себя лично, а не от лица фирмы…» Рекомендация: не оправдываться, игнорировать такие выпады.

«Лжеоткровенность» — эта уловка настолько проста, что часто её не замечают. Например: «Я не планировал это говорить, но если быть до конца откровенным…» Благоприятно влияет на аудиторию. Рекомендация: попробуйте «сыграть» на этом: «Если вы решили сейчас быть откровенным, значит, всё сказанное ранее – ложь?»

Демонстрация обиды – внешняя имитация незаслуженно обиженного человека, эта уловка позволяет завоевать симпатию аудитории. Рекомендация: если вы уверены, что не допустили никаких оскорбительных действий, задайте противнику прямой вопрос, он вынужден будет оправдываться или раскрыть свой обман перед публикой.

«Да или нет» — принуждение к однозначному ответу лишает противника возможности высказать нюансы своей позиции. Например: «Вы очень много говорили, но аудитории непонятно, вы за или против?» В этом случае оппонент апеллирует ещё и к мнению зала, как бы переманивая на свою сторону. Рекомендация: давать развёрнутый аргументированный ответ, опытные мастера могут «перевернуть» ситуацию: «Боюсь, непонятно только вам, а вот зал уже во всём разобрался».

Апелляция к аудитории – часто используется политическими деятелями: «Я увидел умные лица. Вы заинтересованы в решении вопроса…»

Скрытая лесть – эта уловка может использоваться и в повседневности: «Илья Ильич, я всегда вас вижу на рабочем месте. Неужели ещё и на семью остаются силы?» Рекомендация: вежливая благодарность, но не более.

Двойные стандарты – одна и та же ситуация оценивается как правильная (если это выгодно) и как ошибочная (если не выгодно).

«Под одну гребёнку» — суть уловки в том, что имя оппонента или название организации ставится в один ряд с теми, к кому уже сформировано негативное отношение.

Конечно, это далеко не все риторические уловки. Но в диалоге, беседе, публичном спиче следует помнить главное: не теряйте самообладания и нити выступления, используйте на благо себе промахи ваших оппонентов.

Источник:
Риторические психологические уловки
Если вам по роду деятельности часто приходится вести споры или выступать публично, вы наверняка сталкивались с риторическими уловками, которые сбивали вас с мысли или заставляли принимать несколько
http://partka.com/ritoricheskie-psihologicheskie-ulovki/

COMMENTS