Усекновение главы иоанна предтечи икона

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи. Предтеча -ангел пустыни. Собор

7 июля – рождество Иоанна Крестителя. Великий Церковный праздник.
20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

«Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф 11:11)

Иоанн Предтеча — покровитель всех христиан. Он помогает в главном для человека -найти дорогу к Богу, укрепиться к вере и помочь исправить свою жизнь.
Молитвы Иоанн у Крестителю помогают защититься от врагов и лжи.
Замечено, что образ Иоанн а Крестителя помогает избавиться от головной боли, даже если она очень сильная.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

Как сказано в Евангелие от Луки, в Хевроне когда-то жили священник Захария со своей супругой Елисаветой. И хотя они оба были «праведны перед Богом… У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных»
Однажды, когда Захарии выпала очередь входить в храм для каждения

«тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного».

Архангел Гавриил возвестил священнику, что скоро Елисавета родит ему сына, и имя его будет Иоанн и

«он будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израелевых обратит к Господу Богу их»

(Сикер– это все то, что делается не из винограда и может привести к опьянению).
Захария усомнился в словах архангела, но Гавриил сказал ему:

«ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».

Выйдя из храма, священник лишился речи, это знамение одновременно было и наказанием за неверие.
Святая Елисавета зачала, но будучи целомудренной, стыдилась потому, что была уже стара и поэтому пять месяцев скрывала свою беременность. На шестой месяц к ней в гости пришла ее двоюродная сестра, Пресвятая Мария, которая к тому времени уже три месяца носила под сердцем Великого Младенца. Как только женщины увидели друг друга, озаренная Святым Духом Елизавета, первая из людей сказала Марии:

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Иоанну Предтече еще в утробе своей матери был явлен от Бога дар пророчествования. Точно так же, как и через много лет Иоанн Креститель будет говорить, что он недостоин крестить Самого Господа Иисуса Христа, он, будучи еще в утробе, устами Елисаветы вопрошал:

«откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»

Три месяца находилась Святая Мария в доме у Елисаветы, потом возвратилась домой.

После того, как Иисус Христос родился, царь Ирод хотел убить Его, но не смог найти Новорожденного, тогда он приказал уничтожить всех младенцев в возрасте до двух лет.
Святая Елисавета узнав об этом, испугалась, ведь к тому времени возраст Ионна был чуть больше трех месяцев, она убежала вместе с сыном в пустыню и стала жить в пещере. Ее муж, святой Захария, продолжал служение в Иерусалимском храме. Вскоре он был убит, потому, что отказался сообщить местопребывание своей супруги и сына Иоанн а воинам царя Ирода.

Праведная Елисавета жила со своим сыном в пустыне, до последних дней своей жизни. После смерти матери Иоанн остался жить в пустыне, где не было людской злобы, живя там он был чист духом. Кто знает, возможно, живя среди людей, Иоанн Предтеча утратил бы свою чистоту и не смог бы пользоваться доверием, не смог бы без стыда обличать людские грехи и страсти.

В пустыне Иоанн находился до тех пор, пока Бог не благоволил явить его народу израильскому.

Церковь считает Иоанна Крестителя самым почитаемым святым после Божией Матери. Он был очень близок Иисусу Христу не только по духу, но и по плоти (как троюродный брат). Церковь представляет Иоанна Крестителя, как важного молитвенника за всех христиан. Это проявляется в том, что во время ходатайственной молитвы, которая следует за освящением Даров на Литургии, имя Иоанна Крестителя поминается сразу за именем Богородицы.

20 января Церковью установлен праздник — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После Великих праздников, посвященных Господу или Богородице, на следующий за ним день, по церковному обычаю, принято вспоминать тех святых, кто каким-то образом связан с этим событием.
Поэтому после Крещения Господня (Богоявления) Церковь вспоминает пророка святого Иоанна Крестителя, которому выпала величайшая честь возложить руку на Самого Господа.
Иоанн Предтеча засвидетельствовал людям о Божественном Существе Иисуса Христа, о Явлении Пресвятой Троицы во время крещения в Иордане.

Пророка Иоанна Господь выбрал стать связующим звеном между старой Ветхозаветной Церковью и Новозаветной Христовой. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был

“светлою утреннею звездою”

которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Крестив безгрешного Агнца Божия, святой Иоанн вскоре мученически скончался, усеченный мечом по приказанию царя Ирода.

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Источник:
Рождество Иоанна Предтечи
Жизнь святого пророка Иоанна Крестителя, ангела пустыни и Предтечи Господня. Он обличал пороки общества и пострадал за правду, которая не нравилась царям
http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/ioann-predtecha-rozhdestvo/

Усекновение главы св

Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково

«Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм!

Сильнейший пожар 1658 года уничтожил почти все древние храмовые постройки: 29 храмов, 3 монастыря, 1480 гражданских зданий погибли в пламени. Но благочестивые и богатые ярославцы восстановили свой город в еще большей красе. Непрерывно строились десятки храмов: щедрые вклады позволяли использовать лучших строителей и мастеров, лучшие материалы; реализовывать сложные архитектурные конструкции. В год иногда освящали по два-три храма. Купцы спешили оставить о себе память в богоугодных делах зодчества, и в этом порыве возникал даже некоторый дух соперничества: кто лучше, кто щедрее, кто оригинальнее.

Именно на этой волне и создавался храм Иоанна Предтечи уже после таких самобытных ярославских жемчужен, как храмы Илии Пророка, Рождества Христова, Иоанна Златоуста.

Храм расположен на берегу реки Которосли. Раньше это было предместье города, заселенное в основном кожевниками, которое называлось Толчковской слободой: для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчково.

Внутреннее убранство храма едва не превосходило его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью.

Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Как говорилось выше, они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде. Деревянная резьба с позолотой на цветной подложке выполнена ювелирно, напоминая изящество китайских мастеров. Посещавший храм в июне 1863 года цесаревич Николай Александрович особо отметил ценность этих врат и высказал желание не поновлять их, чтобы избежать внесения каких-либо изменений в изысканный узор.

В ансамбль Иоаннопредтеченской церкви входила и изящная 45-метровая шестиярусная колокольня, четыре верхних яруса которой прорезаны арками звона. В некоторых деталях оформления, да и в самом облике колокольни заметно существенное влияние пышного «нарышкинского» барокко, гармонично сочетающегося с узорочьем ярославской архитектуры. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшенные ковровым белокаменным узором, гармонично перекликались с архитектурой и декоративной отделкой храма. Известный архитектор А.М. Горностаев писал о ней: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма».

С самого начала существования храма при нем была организована богадельня, что было принято в те времена. 40 человек бедных и убогих находили в ней пристанище. В 1879 году по желанию прихожан было открыто приходское попечительство, в деятельность которого входила выдача денежных пособий бедным прихожанам, преимущественно вдовам и сиротам. Его же усилиями в 1885 году была устроена одноклассная церковно-приходская школа. В 1896 году здание школы было расширено, и школа была преобразована в двухклассную женскую. При ней был открыт приют для девочек, женская мастерская – белошвейная и прачечная. Позже был выстроен новый двухэтажный дом, в котором разместился приют для 35 девочек и школа для 200 обучающихся.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции. Интересно, что журнал с тем же названием, да наверно и с такими же задачами, продолжил свою жизнь в далекой Америке, в Вашингтоне, при приходе Иоанна Предтечи, основанном в 1949 году святителем Иоанном (Максимовичем, † 1966; память 19 июня), архиепископом Шанхайским и Сан-Францисским. Рождение прихода пришлось на праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. Позже, в 1958 году, был построен и храм в честь этого праздника, выполненный в ярославском стиле XVII века, наверно единственный такой на американском континенте.

Вот такая насыщенная и плодотворная работа велась при этой замечательной церкви.

На этом и закончился период особой народной любви к храму, словно исчерпался выделенный ему резерв почитания. Для церкви, как, впрочем, и для почти всех наших храмов, начинается время поругания.

После революции в ноябре 1929 года зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов снесена. В январе 1933 года Предтеченскую церковь передали в ведение Ярославского музея. Община Предтеченской церкви была упразднена в мае 1935 года. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада.

С 4 по 19 сентября 1958 года были проведены уникальные работы по выпрямлению колокольни под руководством Э.М. Генделя. Из-за неравномерной осадки фундамента, видимо после ее использования в качестве кузницы, она отклонилась более чем на 1,5 метра, и крен продолжал катастрофически увеличиваться.

Сейчас церковь входит в состав Ярославского музея-заповедника. На внешней южной стене храма доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковь Иоанна Предтечи. 1671–1687 гг. Уникальный памятник ярославской школы зодчества периода ее наивысшего расцвета. Стенопись выполнена в 1694–1695 гг. ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым и Федором Игнатьевым. Резной золотой иконостас 1701 г. в стиле барокко, в пределе Казанских чудотворцев уникальные резные врата середины XVII в.». Не будем описывать, в каком состоянии находятся уникальные росписи храма: это печальное зрелище! Глядя на выбитые, как глаза, изразцы, на колокольню, давшую приют деревцам, разросшимся на ее третьем ярусе, на изуродованную, а некогда красивую чугунно-каменную ограду, на островки мусора от пикничков на природе, невольно вспоминаешь о том, каким было благочестие наших далеких предков.

Однако определенно можно сказать, что многое не безвозвратно утеряно. Первоначальный образ храма сохранился на многих дореволюционных фотографиях, так же как и настенные росписи, запечатленные во многих альбомах и книгах. Стиль иконописца Димитрия Григорьева хорошо известен нашим современным художникам.

Реставрацию галереи провел Всесоюзный научно-производственный комбинат. В настоящее время ею занимается бригада ярославских художников-реставраторов во главе с Евгением Александровичем Чижовым. Но работа явно требует поддержки и финансовой, и моральной, а возможно, и научной.

В своей книге о Ярославле, опубликованной в 1912 году, Ю. Шамурин в предисловии говорит: «В мечтах русский человек живет в XXI веке, но действительность властно низводит к XVII. Из этой дисгармонии родится недоверие к русской современности, общий отрицательный взгляд на нее… Мы привыкли видеть в историческом прошлом родины только смешные и печальные стороны…» Сегодня нам, живущим в XXI веке и знающим, что произошло позже, в 1917 году, пора научиться радоваться действительности. И не стесняться нашего прошлого, а с благодарностью относиться к далекому XVII веку, к благочестию наших предков, оставивших нам бесхитростную пленяющую красоту храмов – чистую, «как детская молитва», преисполненная глубокой веры, радостной надежды и всепрощающей любви.

Источник:
Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково
Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь»,
http://www.pravoslavie.ru/4446.html

COMMENTS