Виды отношений

Виды административно-правовых отношений

1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц. При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц. Так, гражданско-правовые отношения с участием государства — предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений. Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий. В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть — подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей. Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом. Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это — дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События — явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

3. Виды административно-правовых отношений

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

— Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

— Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

— Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

— Различными органами, не подчиненными друг другу.

— Отношения между государственными и негосударственными органами.

— Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

— Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

— Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

— Отношения, связанные с непосредственным управлением.

— Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

— В сфере управления народным хозяйством.

— В сфере социально-культурного строительства.

— В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

— В административном порядке.

— В судебном порядке.

Лекция 4. Субъекты административного права

Вопросы: 1. Понятие субъектов административного права и их виды

Дата добавления: 2015-12-10 ; просмотров: 3301 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Виды административно-правовых отношений
1. Понятие административно-правового отношения и его структура Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.
http://helpiks.org/6-14757.html

Виды отношений

Виды общественных отношений, регулируемые образовательным правом

Образовательная сфера включает в себя следующие виды отношений, регулируемых образовательным правом:

1) Педагогические отношения — отношения по воспитанию и обучению. Педагогические отношения — важнейшая категория образовательного права, включающая отношения воспитания и обучения. Они возникают: между образовательным учреждением и обучающимся; между человеком, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и обучающимся; между организацией и работником по поводу обучения. Как известно, разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия. Своеобразие педагогических отношений потребовало создание новой отрасли законодательства — образовательного.

2) Конституционные отношения — общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием основ конституционного строя РФ, взаимоотношений между государством и личностью, Федерального устройства России, организацией и функционированием системы органов власти РФ.

Используя данное определение можно сделать вывод, что образовательные отношения должны строиться при учете положений конституции о правах человека, в том числе о праве на образование в любом субъекте РФ, о правовых основах действия образовательных учреждений.

3) Трудовые отношения возникают между образовательным учреждением (работодателем) и наемным работником. Они регулируются трудовым правом и признаются отношениями между работодателем и работником, которые является длящимися и охватывают все иные формы их взаимосвязи — от заключения трудового договора до его прекращения по инициативе работника и работодателя, или по иным объективным обстоятельствам. Трудовое отношение опосредует фактически все главные связи между работниками, с одной стороны, и работодателями — с другой, по поводу применения труда. «Отдельные корреспондирующие права и обязанности сторон трудовых отношений составляют элементарные правоотношения различного характера, но все они не могут существовать вне сложного трудового правоотношения».

В образовательной сфере трудовые отношения имеют некоторые особенности, которые закреплены в нормах образовательного права. Это особенности при приеме на работу; переводах на другую работу; материальной ответственности; участии в управлении делами образовательного учреждения; увольнениях; регулировании рабочего времени; регулировании времени отдыха; регулировании дисциплинарных отношений; при оплате труда; при охране здоровья.

4) Управленческие отношения — между образовательным учреждением и органом управления образованием, местным органом самоуправления, государственным органом. Это отношения по поводу выборов руководителей образовательных организаций, отношения по поводу разграничения компетенции между органами власти и управления, отношения между разного уровня государственными органами по поводу управления образованием, отношения между муниципальными органами и семьями, обучающимися по поводу образования.

5) Имущественные отношения — между работниками образовательных отношений, между работодателем и наемным работником, между образовательными учреждениями и другими организациями, гражданами. Имущественные отношения регулируются нормами гражданского права. Особенности регулирования имущественных отношений в образовательной сфере определяются нормами образовательного права (которые по принадлежности относятся к гражданскому праву, несмотря на включение в комплексный нормативный правовой акт).

Особенности регулирования касаются отношений: собственности; регистрации, лицензирования и аккредитации образовательного учреждения; использования заработанных средств; возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием; предпринимательской деятельности; аренды.

6) Социальные отношения — между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Существуют особенности социального обеспечения обучающихся, пенсионного обеспечения педагогических работников, льгот для обучающихся и педагогов и т. д.

7) земельные отношения — общественные отношения, предметом которых является земля во всех ее проявлениях (природный ресурс, имущество).

8) финансовые отношения — общественные отношения, которые регулируют оплату образовательных услуг населением, распределение бюджета на сферу образования, оплату труда учителей и т. д.

Финансовые отношения регулируются нормами финансового права. Особенности их регулирования касаются, прежде всего, налоговых льгот; взаимоотношений между учредителем и образовательным учреждением; отношений между государством и образовательными учреждениями; отношений между Правительством и Министерством образования и науки РФ; отношения между Российской Федерацией и ее субъектами; отношения между субъектом Федерации и образовательными учреждениями; отношения между Министерством и органами управления образованием.

9) Семейные отношения — особый вид отношений, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. К ним относятся отношения, возникающие в связи со вступлением в брак, прекращением брака и признанием брака недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, личные неимущественные и имущественные отношения между другими родственниками, отношения, возникающие с устройством детей оставшихся без попечения родителей, т.е. от того в какой семье по национальности живет ребенок зависит то, какой вид образования он получит (русское, татарское и др.)

Перечисленные выше отношения составляют предмет правового регулирования образовательного законодательства. Изучение предмета правового регулирования позволяет понять, как улучшить структуру законодательства, преодолев недостатки структуры.

Все отношения, возникающие в образовательной сфере, можно назвать образовательными, они регулируются образовательным правом.

Они объединены вокруг одного вида отношений, который составляет центр этой системы, — вокруг педагогических отношений.

Образовательные отношения в широком смысле — это все отношения, которые возникают в сфере образования. В узком смысле — это педагогические отношения, или отношения по обучению и воспитанию.

В определенной степени понятие «педагогические отношения» совпадает с понятием «педагогический процесс».

Педагогический процесс рассматривается как «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике».

Все остальные отношения создаются только с одной целью — обслуживать или обеспечивать педагогические отношения.

По субъектам образовательные отношения делятся на следующие виды:

· между образовательным учреждением и обучающимися;

· между органами управления образованием и образовательными учреждениями

· между учредителем и образовательным учреждением;

· между образовательным учреждением и семьей, воспитывающей ребенка дошкольного и школьного возраста;

· между родителями и детьми по поводу обучения. Статья 10 Закона РФ «Об образовании» предусматривает такую форму, как семейное обучение. В этом случае педагогами ребенка могут быть сами родители;

· между органами управления образованием разного уровня, например федеральными и органами субъектов РФ;

· между органами представительной власти и образовательными учреждениями;

· между органами исполнительной власти и образовательными учреждениями;

· между органами судебной власти и образовательными учреждениями;

· между образовательными учреждениями и организациями;

· между педагогами, которые осуществляют индивидуальную педагогическую деятельность в соответствии со ст. 48 Закона РФ «Об образовании», и обучающимися и др.

Источник:
Виды отношений
Виды общественных отношений, регулируемые образовательным правом Образовательная сфера включает в себя следующие виды отношений, регулируемых образовательным правом: 1) Педагогические
http://studbooks.net/969822/pravo/vidy_obschestvennyh_otnosheniy_reguliruemye_obrazovatelnym_pravom

Межличностные отношения

Межли?чностные отноше?ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Человеческие отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития, так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и сложные (как мегалополис). Человеческие отношения подразумевают связь как минимум между двумя индивидами.

Максимальное количество постоянных социальных связей, которые человек в состоянии комфортно поддерживать, называется числом Данбара. Это число находится в диапазоне от 100 до 230, чаще всего считается равным 150.

Межличностные отношения делятся на такие виды, как:

Также межличностные отношения подразделяют на стили:

  1. Официальные (деловые, служебные) отношения людей, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом. Мир этих отношений не богат и не разнообразен.
  2. Личные (приятельские, дружеские, знакомство, любовные, товарищеские) отношения людей, не ограниченные заданными формальными правилами. Мир этих отношений богат и разнообразен, в отличие от официальных отношений.
  • Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
  • Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
  • Официальные (формальные): характеризуются наличием обязательных норм, отсутствием права выбора партнёра по общению, низкой эмоциональностью.
  • Неофициальные (неформальные): свойственны право выбора партнёра, широкая эмоциональная основа, отсутствие чётких норм поведения.

Источник:
Межличностные отношения
Межли?чностные отноше?ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Межличностные отношения: виды и особенности

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными отношениями. Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать эффективные техники коммуникаций , владея которыми Вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Также к личным отношениям следует отнести:

  • приязнь;
  • неприязнь;
  • дружбу;
  • уважение;
  • презрение;
  • симпатию;
  • антипатию;
  • вражду;
  • любовь;
  • влюбленность и др.

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и настоящий профессионал в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг .

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными. Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Все взаимоотношения можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения. Но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его чертам характера, его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Все отношения начинаются с общения. Умение договариваться с другими людьми в современном мире – залог успеха в любой сфере жизни. Искусство общения основано на четырех законах. Книга «Мастер коммуникации: четыре важнейших закона общения» поможет вам обучиться эффективному взаимодействию с людьми в самых разных ситуациях.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Источник:
Межличностные отношения: виды и особенности
Понимание специфики видов межличностных отношений способствует взаимодействию в обществе. Применение этих знаний на практике способствует саморазвитию
http://myself-development.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti/

COMMENTS