Внутрисемейные отношения

Внутрисемейные отношения

ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Г. Т. ХОМЕНТАУСКАС

Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди указанного разнообразия необходимо выделять ключевые доминанты, определяющие различные характеристики семьи. К таким основным характеристикам семьи относятся: совместимость, срабатываемость членов семьи, уровень развития межличностных отношений ее участников.

Перечисленные параметры семьи могут исследоваться различными методами.

Диагностика эффективности психокоррекционной работы может быть осуществлена на основе субъективных и объективных методик. Субъективные методики представлены отчетами испытуемых о проделанной работе: эссе, сочинения, беседы и т.д. Объективные методы — специально разработанные задания, предназначенные для диагностики определенных психологических качеств. Выбор диагностических методик должен быть основан на следующих критериях: валидность, орудийность, операциональность, надежность.

Для оценки эффективности психокоррекционной работы необходима диагностика межличностных отношений, семейных отношений, самоотношения и социально-ролевых отношений.

Диагностику следует проводить до и после проведения психокоррекционной работы. Сравнительный анализ позволяет выявить динамику значимых переменных.

Существуют следующие виды и способы диагностики:

1. Шкала детской Я-концепции Пирса-Харриса.

Личностный опросник, направленный на измерение самосознания. Предназначен для обследования детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Опросник включает 80 утверждений, касающихся отношения к своему «Я», а также тех или иных обстоятельств и ситуаций, связанных с проявлением самоотношения. Формулировки пунктов опросника основываются на коллекции детских утверждений относительно того, что детям обычно в себе нравится и что не нравится. Пункты построены в виде утверждений, на которые требуется ответить либо «Да», либо «Нет».

2. Опросник самоотношения.

Личностный опросник, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. Методика содержит 62 пункта, сформулированных в виде утверждений, включает 4 шкалы:

· Самоуважение — отражает аспекты самоотношения к своим способностям, энергии, самостоятельности, оценки возможности контролировать свою жизнь, степень веры в свои силы.

· Аутосимпатия — шкала на позитивном полюсе объединяет доверие к себе и положительную самооценку. На негативном полюсе — видение в себе преимущественно недостатков, низкую самооценку, склонность к самообвинению.

· Самоинтерес — отражение меры близости к себе, интерес к собственным мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других.

· Ожидаемое отношение от окружающих.

3. Шкала Я- концепции Теннесси.

Опросник, предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрослых. Содержит 90 пунктов, направленных на анализ Я — концепции и 10 пунктов шкалы лжи. С его помощью можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфические формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

4. Шкала самоуважения Розенберга.

Опросник для подростков, выявляющий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений и может применяться с целью экспресс-диагностики самоотношения.

5. Тест двадцати утверждений на самоотношение.

Техника, основанная на использовании нестандартизованного самоописания с последующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?». Ответы необходимо давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Анализ проводится на основе следующих выделенных категорий: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, религиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремления и цели, самооценка.

6. Экспрессивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер.

Испытуемому предлагается нарисовать человека. Важны графические особенности рисования, имеющие диагностическое значение, такие, как пол, форма частей, пропуск деталей, ориентация рисунка на листе, последовательность рисования и т.д.

Источник:
Внутрисемейные отношения
ИССЛЕДОВАНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Г. Т. ХОМЕНТАУСКАС Как отмечалось выше, семья, в частности, внутрисемейные отношения, имеют различные составляющие, аспекты и уровни проявлений. Среди
http://studopedia.su/18_11842_I-diagnostika-samootnosheniya.html

Внутрисемейные отношения

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье ? короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,

Ангелочек милый мой,
Самый нежный, дорогой!
Как же я тебя люблю!
Каждый миг с тобой ценю!
Солнышко мое родное,
Милый звонкий ручеек,
Ветерочек в чистом поле,
Самый яркий огонек!
Все молитвы — о тебе,
Все мечты мои — в тебе.

Что такое счастье?
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.
А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.

Чтобы правильно расти,
Надо маму завести.
Мама — очень зверь полезный,
Лучше прямо не найти!
Если ты захочешь кушать —
Стоит только заорать,
Прибегает мама тут же,
Будет сиську предлагать.
В сиськах просто и легко
Возникает молоко.
Стоит только присосаться —
Прямо в рот течет рекой!
Если ты поел немало,
Но еще не хочешь спать —
Чтобы мама не скучала,
Можно снова заорать.
Мама на руки возьмет,
Мама песенку споет,

Дочурка на полу. Вокруг игрушки, книжки.
Из-за газеты я слежу за ней.
Серьёзное лицо. Затеяла малышка
Собрание родителей-зверей.

Весь мини-зоопарк по росту, строем, чинно
Вкруг крокодила: воспитатель он.
И дочь, играя роль, копирует невинно
Занудливой учительницы тон.

«Ребёнок ваш хорош, старателен, послушен», —
Счастливца тихо гладит крокодил.
«А ваш ребёнок плох! Я вынужден вас скушать!
Ням-ням!» — и с тем беднягу проглотил.

Взрослые! Если грустите,
Кошки скребут на душе –
Детство в аптеке спросите:
В капельках или в драже.

Пару цветных витаминок,
Капелек с сахаром пятъ –
И босиком без ботинок
Прямо по лужам гулять.

В ваших глазах отразится
Небо такой синевы.
Солнцем, травинкой и птицей
Будто бы станете вы.

Снова деревья большие,
Хочется петь и играть!
. Может, вы даже решите
Больше детей не ругать?

День со счастья начинается,
Счастье встало раньше всех!
Счастье маме улыбается,
Развернув улыбку в смех.

Счастье по полу зашлёпало,
Босиком и без штанов,
Моё счастье голопопое,
Несмышленое оно,

Шабутное и несмирное,
Тут – ломает, там – крушит,
Над губой – усы кефирные…
Вот оно ко мне бежит!

Лягте на пол, согнув ноги в коленях, или сядьте так, чтобы вам было удобно. Возьмите малыша и положите его спинкой себе на колени. Его ножки окажутся у вас на груди. Важно, чтобы ребенок, находясь в наклонном положении, не сидел. На фотографии видно, как симметрично расположены руки и ноги малыша.

Родилось, ты солнышко весеннее.
И от детских солнечных лучей
Разлилось, молочное томление
Теплою волной в груди моей.

Нежность чудная разливается
По всем клеточкам, как река.
Грудь от нежности, наполняется
И все больше в ней
И все больше в ней
И все больше в ней молока

Напою, тебя мое творение
Я молочной нежностью своей.
Ты мой ангел, сердца вдохновение
Пей его и подрастай скорей!

Вспомните какое-нибудь событие или историю, произошедшую с вами во время путешествия, и по очереди попробуйте восстановить все обстоятельства и детали вашего поведения. Когда этот запас иссякнет, поделитесь друг с другом самыми яркими впечатлениями от поездки — о том, что особенно понравилось, запомнилось или поразило ваше воображение.

Возможно, после этого ребенок захочет сделать книжечку под названием «Я помню».

Источник:
Внутрисемейные отношения
Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с
http://www.igrokopilka.ru/tag/832

Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Авраменко Мария Михайловна, Клемантович Ирина Павловна

В данной статье представлено исследование внутрисемейных отношений на основе таких методик, как «Рисунок семьи », «Три дерева» и «Распределение детей по статусным категориям». Авторами были проанализированы полученные результаты. В работе изучено влияние отношений внутри семьи на личность подрастающего ребенка, представлены рекомендации по адаптации человека к будущему.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Авраменко Мария Михайловна, Клемантович Ирина Павловна,

Relationships within the family as a factor in a child’s upbringing

This article makes you think people, especially the young generation, that to be parents , first you need to learn this. The author writes about how relationships within the family affect the growing personality of the child and considers it this way so that people could see a new task in his life. The author writes from a modern perspective of how to adapt man to the future, what we need to teach parents and how to help the person. This article describes a study of family relations on the basis of such techniques as: «drawing the family » and «Three trees» and methods «the Distribution of children by status categories», where the results were obtained and analyzed.

Текст научной работы на тему «Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка»

Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка

В данной статье представлено исследование внутрисемейных отношений на основе таких методик, как «Рисунок семьи», «Три дерева» и «Распределение детей по статусным категориям». Авторами были проанализированы полученные результаты. В работе изучено влияние отношений внутри семьи на личность подрастающего ребенка, представлены рекомендации по адаптации человека к будущему.

I Ключевые слова: отношения, семья, ребенок, воспитание, становление личности, дети, родители, система отношений, современный мир, XXI век, цель семейных взаимоотношений, ответственность, любовь.

M.M. Avramenko, I.P. Klemantovich

Relationships within the family as a factor in a child’s upbringing

This article makes you think people, especially the young generation, that to be parents, first you need to learn this. The author writes about how relationships within the family affect the growing personality of the child and considers it this way so that people could see a new task in his life. The author writes from a modern perspective of how to adapt man to the future, what we need to teach parents and how to help the person. This article describes a study of family relations on the basis of such techniques as: «drawing the family» and «Three trees» and methods «the Distribution of children by status categories», where the results were obtained and analyzed.

I Keywords: children, family, parenting, relationships, love, child, parents, responsibility, the personality, the system of relations, the modern world, the twenty-first century, the goal of family relationships.

Вы когда-нибудь задумывались об отношениях внутри семьи? А именно — каким образом они влияют на становление личности ребенка?

Итак, внутрисемейные отношения представляют собой отношения детей и родителей, которые оказывают на ребенка воспитательный эффект и удовлетворяют его потребность в общении. Внутрисемейные отношения являются важнейшим элементом воспитания, потому как выступают в качестве связи и отношений, возникающих между ее членами.

Личность ребенка необходимо рассматривать совместно с системой его отношений с окружающими его людьми, потому как именно в этой системе происходит формирование и развитие его личности. Как утверждал В.Н. Мясищев: система отношений формируется в ходе всей истории развития человека, и в том числе в процессе общения [3, с. 8].

Давайте подумаем какое влияние на ребенка оказывают внутрисемейные отношения? Безусловно —

44 Интерактивная наука | 1 • 2016

самое что ни на есть главное, основное, особенное, важнейшее. В психическом развитии ребенка ведущую роль берет на себя общение ребенка со взрослыми. Таким образом, семья, семейные взаимоотношения занимают первое место в системе межличностных отношений ребенка, а также сильно влияют на процесс формирования отношений ребенка с окружающими, на особенности его поведения.

А теперь давайте возьмем семью XXI века. В современном мире перед молодыми людьми, которые только собираются создавать семью, стоит множество различных задач, таких как: как подготовить себя к замужеству, женитьбе, как вести себя в семье, построить гармоничные, доверительные отношения в семейном гнездышке, как стать хорошей матерью или отцом, а самое главное — как воспитать ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок вырос психически здоровым, чтобы он состоялся как человек, как полноценная здоровая личность? Чтобы имел свои желания, цели, мечты, знал к чему и как нужно

стремиться. И, что немаловажно: папа и мама для ребенка являют собой пример, по которому он будет как бы проецировать отношения в свою семью. Как ни крути, для ребенка идеальной семьей является та, в которой он воспитывался любимыми родителями. А это, в свою очередь, означает что в будущих внутрисемейных отношениях этого ребенка будет копироваться тот образец, которым являлись для него папа и мама как идеальная семейный образец, семейная идиллия.

В 2015 году на базе школы №1986 в г. Москве было проведено исследование на выявление того, как влияют внутрисемейные отношения на ребенка. И вот какие данные мы получили:

1. Методика «Рисунок семьи» [5] на выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данная методика позволила судить о степени эмоционального самочувствия ребёнка в системе семейных отношений. Результаты показали, что 66% детей испытывают отрицательное эмоциональное самочувствие, и 33% имеют положительное эмоциональное самочувствие внутри семьи.

У тех детей, в семье которых прослеживаются негативные отношения, в рисунках находят своё отражение в графическом качестве изображения. В 20% случаев наблюдается сильная деформация фигур, при некотором расстоянии между членами семьи. Но, несмотря на близкое расположение членов семьи и аккуратности исполнения, напряженность в отношениях между родителями и детьми характерна для 40% детей, при наличии больших размеров и сильной деформации фигур. Различие в половой принадлежности детей, показывает тенденцию к влиянию авторитета родителя на личность ребёнка. У 20% мальчиков — авторитетным лицом в семьи является мать. У 20% девочек авторитетным лицом является отец.

2. Методика «Три дерева» [5] показала, что у 33% детей положительные отношения с обоими родителями. С матерью 20% детей ощущают дискомфорт во взаимоотношениях. Разрозненные отношения между отцом и ребёнком наблюдается у 26%. Авторитетным лицом для ребёнка в 33% случаях является отец и в 46% мать.

3. Распределение детей по статусным категориям [5]. Данный метод позволил нам, определить статусное положение каждого ребёнка в группе. В следствие чего, общая картина, показывающая статусное положение каждого ребёнка, свидетельствовала о том, что 26% детей имеют высокий статус, низкий статус имеют 20%. Однако большая часть детей, что составляет 53%, принадлежит к среднему социальному статусу. Принадлежность детей к той или иной статусной категории и наличие определённого статуса, позволяет сделать вывод о присущей данной группе системы взаимоотношений. Преобладание дружеской атмосферы в группе, предполагает, что детей объединяют прочные межличностные связи. Дети организовываются в игровые объединения

самостоятельно, без видимого руководства со стороны воспитателя. Формированию такого климата в группе, способствует демократический стиль взаимодействия воспитателя с детьми.

Таким образом, результаты исследования показали, что в детском возрасте на формирование статуса ребенка в группе сверстников оказывают очень большое влияние особенности внутрисемейных отношений. Так, можем сделать вывод о том, что проблема семейных взаимоотношений приобретает все большую актуальность.

Существует ряд отечественных и зарубежных авторов XXI века, которые пишут об этой проблеме. Такие как О. Валяева, А. Некрасов, С. Лазарев, Д. Грей, О. Торсунов, Р. Нарушевич, О. Гадецкий, М. Таргакова, В. Рузов, В. Тунеев, С. Кови, Х. Аделин и др. Перечисленные авторы рассматривают различные темы с современной точки зрения, с точки зрения реалий нашего времени: воспитание детей, женская и мужская природа, личностный и духовный рост, как вести себя с особыми детьми, семейные взаимоотношения, как подготовить себя к замужеству, женитьбе и др. В материалах авторов ведется анализ возможных ролей мужчины и женщины в современной жизни, показывая состоятельность одних моделей и губительность других. Таким образом, авторы призывают изменить свое восприятие мира, доказывая позитивность такого подхода на собственном примере и примерах своих клиентов.

Взяв на себя ответственность за свою жизнь, мы сумеем найти и сохранить любовь и семью. Ведь в школе нас этому не учат, но эти знания пригодятся каждому из нас. О том, что мешает быть счастливыми в семейной жизни и как это можно изменить.

Ведь XXI век — век успешных людей! А успешный человек — это тот, который имеет Семью.

Interactive science | 1 • 2016

1. Авреченко Л.К. Сущность и содержание межличностных отношений / Л.К. Авреченко // Социально-психологические факторы перестройки. — М., 2006. — С. 137-155.

2. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. — СПб.: Питер, 2009. — 203 с.

3. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. — М.: МПСИ, 2005. — 158 с.

4. Романова Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. — М.: Дидакт, 1991. — 164 с.

5. Ваш психолог [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/index.php

6. Усова А.В. Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка / А.В. Усова. -М., 1996

Социальное партнерство в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников

В данной статье авторы рассматривают возможности социального партнерства сельской школы и сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств, центра занятости в развитии личностно-профессионального самоопределения сельских школьников. В работе также представлены организационно-педагогические мероприятия в реализации социальных проб.

I Ключевые слова: социальное партнерство, социальные пробы, сельский школьник, личностно-профессиональное самоопределение.

Social partnership in development personal and professional rural school students

In this article we consider the possibilities of social partnership of rural school and the agricultural enterprises, farms, job center in development personal and professional self-determination of rural school students, and also organizational and pedagogical actions are presented to realization of social tests.

J Keywords: social partnership, social tests, rural school student, personal and professional self-determination.

В современных условиях Российского образование рынка труда, более нацеленные запросы всецело направленно на удовлетворение потребностей работодателей, является основным элементом

Источник:
Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка Текст научной статьи по специальности — Народное образование
В данной статье представлено исследование внутрисемейных отношений на основе таких методик, как «Рисунок семьи», «Три дерева» и «Распределение детей по статусным категориям». Авторами были проанализированы полученные результаты. В работе изучено влияние отношений внутри семьи на личность подрастающего ребенка, представлены рекомендации по адаптации человека к будущему.
http://cyberleninka.ru/article/n/vnutrisemeynye-otnosheniya-kak-faktor-vospitaniya-rebenka

Елизавета (1998)

Английский король Генрих VIII несколько раз женился, надеясь произвести на свет наследника престола. Результатом этих действий стало учреждение англиканской церкви и печальная слава настоящего Синей Бороды, которая навсегда закрепилась за королем. После смерти короля и его наследника, дожившего лишь до 17 лет, страна оказалась в руках дочерей Генриха, сводных сестер Марии Кровавой и Елизаветы, позднее вошедшей в историю как Елизавета I.

Елизавета Iвзошла на престол молодой женщиной, и с самого начала правления она оказалась в сложном положении. Страна была расколота на протестантов и католиков, придворные не верили в способности королевы, и она почти никому не могла доверять. Власть осложнила взаимоотношения с фаворитом Елизаветы Робертом Дадли и поставила молодую королеву перед многочисленными трудными выборами. Но время показало, что ее пребывание на престоле не было случайным, и что женщина на английском троне – это вовсе не богатая невеста, готовая на династический брак.

Режиссер: Шекхар Капур
В ролях: Кейт Бланшетт, Джеффри Раш, Кристофер Экклстон, Джозеф Файнс, Джон Гилгуд, Ричард Аттенборо, Фанни Ардан, Эрик Кантона, Венсан Кассель, Кэти Бёрк

Источник:
Елизавета (1998)
Английский король Генрих VIII несколько раз женился, надеясь произвести на свет наследника престола. Результатом этих действий стало учреждение англиканской церкви и печальная слава настояще
http://kinogo.cc/3182-elizaveta-1998.html

COMMENTS